10 форматов поддержки. Инструменты для руководителя
Когда речь заходит о том, какую поддержку руководители могут оказать своим сотрудникам, многие теряются. “Ну добрым словом могу поддержать…”, – первое, что приходит в голову. На самом деле есть довольно много форматов поддержки. И каждый из них не только помогает сотрудникам лучше справляться со своими обязанностями, развивает их компетенции, но и решает вполне конкретные задачи компании. Давайте рассмотрим варианты, которые не требуют дополнительных финансовых ресурсов и в то же самое время дают устойчивый результат.
1. Коучинг
Формат поддержки, когда руководитель работает индивидуально со своими сотрудниками. Он помогает им определить цели, наметить и реализовать планы по их достижению. Оптимально использовать при развитии сотрудников, входящих в кадровый резерв. А также для выявления индивидуальных талантов. Этот формат направлен на развитие стратегических навыков и лидерского потенциала. Позволяет повысить эффективность работы как отдельных специалистов, так и команды в целом.
2. Менторинг
Здесь опытный руководитель делится своими знаниями и опытом с молодыми руководителями и кадровым резервом для их профессионального роста, развития лидерских компетенций. Менторинг особенно эффективен в периоды изменений в компании. Это тоже глубокая индивидуальная работа. Рекомендуется использовать при введении в новую должность, расширении круга задач и повышении уровня ответственности. Результат: улучшение профессиональных навыков и повышение уверенности команды. Формирование собственного управленческого стиля и подхода к решению конкретных проблем.
3. Обратная связь
Хорошая практика, когда руководитель регулярно обсуждает результаты работы и поведение сотрудников. Дает им конструктивную обратную связь, показывая области для развития. Помогает понять свои сильные и слабые стороны. Этот формат подходит для ситуаций, когда необходимо обсудить текущие вопросы, найти способы решения сложных задач. Он хорошо работает на повышение мотивации сотрудников, улучшение коммуникации в команде, рост эффективности.
4. Карьерное планирование
Руководитель помогает сотруднику увидеть новые карьерные возможности внутри компании и определить его профессиональные цели. Помогает составить план развития для достижения этих целей. Проводит консультации, дает рекомендации и поддерживает в процессе реализации профессиональных планов. Дает возможность проходить необходимое обучение, участвовать в сложных и перспективных проектах. Этот формат поддержки оптимально использовать для стимулирования роста и удержания ключевых, талантливых сотрудников. Он хорошо работает на повышение верности компании, лояльности и мотивации, развитие лидерских качеств.
5. Делегирование полномочий и ответственности
Да-да, это тоже формат поддержки руководителя. Руководитель может учить сотрудников выстраивать систему работы, а также передавать каждому члену команды конкретные полномочия для самостоятельного принятия решений. Это помогает формировать профессиональные навыки и управленческий опыт. Это способствует созданию в команде атмосферы доверия и развивает способность брать на себя ответственность. Такой подход позволяет повышать мотивацию, самооценку и производительность сотрудников. Работает на развитие лидерских качеств.
6. Обучение и развитие
Руководитель предоставляет своей команде возможность проходить обучение для развития конкретных навыков и компетенций. Тех, которые необходимы сейчас для решения текущих задач и на перспективу. Это могут быть тренинги, курсы, мастермайнды, конференции, участие в проектах и т.д. Причем, эти учебные активности могут быть направлены как на развитие твердых навыков (hard skills), так и мягких (soft skills).
Все это позволяет повышать квалификацию сотрудников, их производительность и мотивацию, развивать лидерские качества. Это позитивно сказывается на росте личной эффективности и самосознании. Результатом использования этого типа поддержки может быть лучшая адаптация к переменам и повышение эмоционального интеллекта. Кроме того, любые групповые методы обучения способствуют развитию командной работы, улучшению взаимодействия и созданию позитивной рабочей атмосферы.
7. Поддержка в балансе работы и личной жизни
Руководитель может помогать сотрудникам находить баланс между работой и личной жизнью, предоставляя гибкий график работы, возможность работы из дому и др. Оптимально использовать это для повышения мотивации, уменьшения стресса и улучшения уровня удовлетворенности, общего самочувствия сотрудников, снижения риска выгорания. Результат использования такого формата поддержки – улучшение здоровья и увеличение продуктивности сотрудников.
8. Поддержка при личных проблемах
Руководитель оказывает поддержку, в том числе психологическую, своим сотрудникам в периоды личных трудностей. Показывает заботу и понимание. Помогает справиться с эмоциональным напряжением и сохранить производительность. Этот формат поддержки подходит для улучшения благополучия и эмоциональной стабильности сотрудников. Оптимально использовать для улучшения рабочего комфорта и построения доверительных отношений. Результатом может быть увеличение уровня удовлетворенности и мотивации сотрудников.
9. Развитие команды
Формат поддержки всей команды, когда руководитель помогает ей укреплять взаимодействие, ставить и достигать общие цели. Оптимально использовать для укрепления командного духа, повышения совместной результативности и адаптации к изменениям в компании. Этот формат подходит для достижения коллективных результатов и создания эффективных команд.
10. Поддержка в решении конфликтов
Руководитель может помогать сотрудникам в разрешении конфликтов, предоставляя поддержку и руководство по решению сложных ситуаций. Рекомендуется использовать для улучшения межличностных отношений и улучшения рабочего климата. Результатом может быть снижение уровня конфликтов и установление более тесных взаимосвязей между подразделениями и отдельными сотрудниками.
Как вы видите, есть достаточно много вариантов, как руководитель может оказать поддержку своим сотрудникам или команде в целом. И практически все из них не требуют дополнительных финансовых ресурсов. Даже обучение по ряду тем можно организовать своими силами в рамках компании. Было бы желание, что называется 🙂 С нашими клиентами разные форматы поддержки мы разбираем и отрабатываем на настольном тренажере для развития управленческих компетенций The Boss. И вот тут руководителям становится очевидно, каким богатым арсеналом они обладают, чтобы комплексно решать свои задачи и задачи компании.