Главная / Сервис / Карта сервиса: как повысить качество обслуживания клиентов

Карта сервиса: как повысить качество обслуживания клиентов

Карта сервиса: как повысить качество обслуживания клиентов

Карта сервиса: как повысить качество обслуживания клиентовСегодня конкуренция между компаниями растет. Клиенты становятся все более искушенными. В таких обстоятельствах клиентский сервис становится одним из ключевых факторов успеха в бизнесе. Держать планку и удовлетворять потребности клиентов можно только за счет высокого уровня обслуживания. Для достижения этой цели есть различные методики. И особое место среди них занимает Карта сервиса или Service Blueprint.

 

Что такое “Карта сервиса”?

Карта сервиса – это инструмент, который позволяет компании создать детальную схему всех этапов предоставления услуги клиентам. Это графическое представление процесса взаимодействия компании и клиента, начиная от самых первых точек контакта и заканчивая повторными покупками.

Обычно карту сервиса изображают в виде схемы или excel-таблицы. Тут нет жестких правил, кому как удобнее и нагляднее. Главное, чтобы она выполняла свою ключевую функцию – показывала все взаимосвязи и взаимодействия, которые возникают между клиентами и компанией во время покупки товара или предоставления услуги.

Карта сервиса включает в себя не только видимые для клиента процессы. В нее входят и скрытые операции. Те, которые осуществляют сотрудники компании, чтобы качественно и в срок обеспечить выполнение заказа клиента.

 

Суть методики

Карту сервиса могут использовать компании в самых разных отраслях. Розничная торговля, финансовые услуги, туризм, медицина, производство, IT-сфера и прочие. Необходимо только адаптировать базовый шаблон алгоритма под специфику бизнес-процессов. Для этого нужно изучить внутренние процессы в компании, установить их взаимосвязь с тем опытом, который получают клиенты. Обычно мы это делаем во время стратегических сессий или в рамках долгосрочных консалтинговых проектов.

Например, работая с компанией в сфере e-commerce, были выделили следующие этапы взаимодействия с клиентом:

    • Осведомленность – клиент собирает максимум информации о продукте, который его интересует, и о компаниях, где он может купить этот продукт
    • Поиск вариантов – клиент выбирает несколько более-менее подходящих для себя вариантов из всех предложений на рынке
    • Сравнение / принятие решения – клиент выбирает конкретный вариант продукта (делает выбор в пользу определенной компании)
    • Покупка / заказ – клиент покупает продукт в соответствии со своими потребностями и финансовыми возможностями
    • Доставка – клиент получает заказ в установленные сроки и в надлежащем качестве
    • Установка / монтаж – клиент получает продукт, готовый к использованию
    • Практическое использование – клиент получает удовольствие от взаимодействия с продуктом
    • Повторная покупка – клиент совершает новый заказ, желая повторить успешный опыт.

После этого мы прописали видимую и невидимую для клиента стороны взаимодействия с компанией. В результате, в нескольких местах нашли “узкие горлышки” и слепые зоны. Вместе с командой компании перевели их в задачи, разработали план действий по их устранению. И далее уже курировали процесс внедрения. Об этом ниже.

 

Карта сервиса: решаемые задачи и их реализация

Основная, глобальная задача, которую позволяет решить Карта сервиса – помочь компаниям систематизировать и оптимизировать процессы обслуживания клиентов. Выявить все этапы, где могут возникнуть проблемы. И далее сосредоточить усилия на их устранении или хотя бы минимизации.

По итогу совместной работы, наш клиент сделал следующее:

    • Пересмотрел регламент приема и обработки входящих заявок
    • Ввел разные способы оплаты, в том числе с иностранных карт
    • Усилил контроль за качеством упаковки товара
    • Пересмотрел контракты с логистическими компаниями
    • Сформировал бригады монтажников в ключевых регионах
    • Активировал систему оповещения о статусе заказа
    • Перестроил работу менеджеров, внедрили принцип “единого окна” и т.д.

И это далеко не все пункты.

Таким образом, Карта сервиса помогает выявить все шаги и этапы предоставления услуги. Начиная от первого контакта с клиентом и заканчивая итоговым результатом. Это первое. Второе, она позволяет выделить ключевые моменты и критические точки, при которых возникают проблемы или неудовлетворенность клиента. Компании становится очевидно, где стоит сосредоточить свои усилия, чтобы улучшить процессы и предотвратить возникновение негативных ситуаций.

 

Подводя итог

Карту сервиса можно использовать для оценки текущего состояния клиентского сервиса компании. С ее помощью компания может выявить узкие места и проблемы, а также предложить решения для их устранения. Она особенно полезна в случаях, когда компания стремится улучшить качество обслуживания, сократить временные затраты на предоставление услуги и повысить удовлетворенность клиентов.

Кроме того, Карта сервиса может быть полезна при разработке нового сервиса или улучшении существующего. Она позволит определить все этапы и элементы, которые нужно учесть для достижения желаемого результата. И направит компанию к пониманию потребностей клиента, его ожиданий и предпочтений.

 

Читайте также:
Вверх