Главная / Консалтинг / Самообучающаяся организация

Самообучающаяся организация

Самообучающаяся организация

Самообучающаяся организацияСегодня скорость изменений в мире такая, что для бизнеса на первый план вышли два свойства: гибкость и адаптивность. Умение адекватно отвечать на вызовы времени, быстро меняться и учиться в новых условиях. Чтобы развиваться, обходить конкурентов, эффективно работать в неопределенной и нестабильной среде, компаниям стоит сделать ставку на формирование культуры обмена знаниями и опытом. Такая модель называется самообучающаяся организация.

 

Что такое самообучающаяся организация?

Самообучающаяся организация (learning organization) – это компания, которая способна непрерывно меняться для достижения бизнес-целей, эффективно создавая, приобретая и обмениваясь знаниями и экспертным опытом внутри себя.

В таких компаниях трансформация бизнеса происходит за счет качественной адаптации и развития сотрудников. За счет создания команды небезразличных людей, которые хотят не только развивать и использовать свои компетенции, но и готовы ими делиться.

 

Преимущества создания самообучающейся организации
1. Повышение производительности

Культура само- и взаимообучения поощряет специалистов брать на себя бОльшую ответственность за результат и сделать его более значимым. В самообучающейся компании формируется команда мотивированных специалистов. Их карьерные устремления и ожидания связаны с основными бизнес-целями. Компания создает все условия для того, чтобы сотрудники могли придерживаться концепции life long learning, постоянно работать над развитием своих компетенций, soft и hard навыков, знакомиться и осваивать новейшие технологии. Всё это, в конечном итоге, позволяет им добиваться более существенных результатов.

 

2. Повышение конкурентоспособности

У компаний, разделяющих принципы самообучения, гораздо больше возможностей, чтобы оперативно реагировать на вызовы окружающего мира. Вовлеченность команды позволяет находить более эффективные способы для выполнения рабочих задач. И, как правило, они лежат на стыке разных подходов и методик. Обмен опытом, знаниями, успешными практиками положительно отражается на уровне инновационности и креативности предлагаемых решений.

 

3. Удержание талантов

Сотрудники чувствуют себя ценными, когда компания инвестирует в их рост и развитие. И предоставляет им возможности для обучения. Это напрямую сказывается на их мотивации. Многочисленные исследования подтверждают, что сотрудники хотят учиться на работе, и готовы дольше и качественнее работать в компании, которая уделяет этому внимание.

Подобные вложения в обучение сотрудников не только увеличивают прибыль, но и помогают снизить текучку кадров. И сделать компанию более привлекательной в глазах сотрудников и кандидатов на вакансии.

 

Этапы создания самообучающейся организации
1. Определение стратегических целей и задач компании

Это отправная точка. Компании нужно выделить приоритетные направления, глобальные цели своего развития. Например, цифровая трансформация бизнеса, внедрение ESG-принципов, переход на новый технологический уровень и др. Куда вы хотите прийти? Каких результатов достичь через определенное время? Определите векторы, которым будет следовать компания в ближайшие 1 – 3 года. Проектируя в своей компании самообучающуюся организацию, вы создаете ее не ради процесса, не для того, чтобы это было, не следуя модным трендам. Вы ее создаете, чтобы более качественно и эффективно достигать заданные целевые бизнес-показатели.

 

2. Диагностика текущего положения компании

Далее, чтобы понять стартовый уровень вашей компании, точку А, нужно провести диагностику с помощью специальных методик. Такой аудит позволит выявить основные проблемы и противоречия:

    • несоответствие имеющихся компетенций сотрудников стратегическим целям – некоторые компании уделяют слишком много внимания обучению навыкам, которые были важны в прошлом;
    • “перекосы” в системе поиска и привлечения определенных специалистов;
    • выявление сложностей, препятствующих внедрению новых образовательных практик в компании и т.д.

Это поможет провести рефлексию и принять решение о выборе ключевых областей в плане обучения и развития сотрудников, связанных со стратегическими целями компании.

 

3. Разработка плана мероприятий по внедрению

На основании двух предыдущих этапов определяем, ЧТО и КАК необходимо сделать, чтобы сформировать в компании культуру обмена опытом и знаниями и трансформировать ее в самообучающуюся. Для этого:

    • выделяем конечные и промежуточные цели создания самообучающейся организации
    • вовлекаем в процесс руководителей структурных подразделений – они должны стать проводниками непрерывного обучения
    • определяем критерии эффективности обучения и связываем их с бизнес-целями
    • выявляем внутренних экспертов, обладающих желаемыми опытом и знаниями
    • определяем, какие ресурсы (методические, программные и др.) потребуются для запуска
    • заручаемся поддержкой лидеров и топ-менеджеров компании и др.

 

4. Внедрение принципов самообучающейся организации

На этом этапе органично встраиваем обучение в рабочий процесс, предоставляя сотрудникам возможности для роста и развития. Обеспечиваем их необходимыми ресурсами. Организуем командную работу, чтобы наладить взаимодействие сотрудников с разными типами мышления и разными профессиональными компетенциями.

Формируем команду, занимающуюся обучением и развитием сотрудников, обеспечиваем ей методологическую и ресурсную поддержку. Упаковываем опыт внутренних экспертов в обучающий контент, создаем корпоративную базу данных, используя выбранные программные решения. Реализуем возможность обучения в нужное время и в нужном месте. Культивируем предоставление развивающей обратной связи.

Создаем индивидуальные траектории персонального развития для сотрудников, учитывая результаты проведенной диагностики и стратегические цели компании. При необходимости вносим изменения в планы развития и карьерные треки. Вовлекаем в процесс руководителей подразделений и лидеров компании.

 

5. Контроль реализации и корректировка мероприятий

На этом этапе собираем обратную связь от сотрудников, линейных руководителей о ходе реализации проекта по созданию самообучающей организации. Сверяемся со стратегическими целями компании, изменениями рыночной ситуации, внутренними процессами в компании.

Приоритеты и требования в области обучения, с учетом всего этого, могут очень быстро меняться. И это нормально. Поэтому не нужно стремиться к созданию идеальных учебных программ. Гораздо важнее регулярно тестировать их на актуальность и вносить необходимые изменения.

 

Самообучающаяся организация, ее создание – это не готовое решение. В каждом конкретном случае – это уникальный проект, требующий индивидуального подхода. Поэтому процесс внедрения принципов самообучающейся компании охватывает все уровни управления и всю команду в целом. Он требует серьезной подготовки на старте, методического сопровождения, постоянного отслеживания и внесения корректировок в процессе реализации.

Форма обратной связиЕсли вы заинтересованы в том, чтобы создать у себя самообучающуюся компанию, вовлечь в процесс руководителей подразделений, выявить и упаковать опыт внутренних экспертов, сформировать культуру обмена опыта, то заполните, пожалуйста, форму обратной связи. Мы обязательно свяжемся с вами и обсудим все вопросы.

Нажимая кнопку «Отправить», вы даете согласие на обработку персональных данных.
Вверх