Главная / Лидерство и эффективность / Три уровня лидерства

Три уровня лидерства

Три уровня лидерства

Лидер и руководитель – это далеко не всегда одно и то же.

Однако, модель “Руководитель = Лидер” очень многими принимается как единственная и верная. На самом деле это не совсем так.

Выделяют 3 уровня лидерства. И для каждого из них есть свои предпосылки для развития и характерные черты.

Лидерство 1-го уровня

Один из них – лидерство 1-го уровня. Это лидерство, сосредоточенное на том, чтобы в первую очередь влиять на видимое поведение других людей. На протяжении всей истории человечества оно было доминирующей моделью.

Это те самые “начальники”, которые в силу высокого положения в корпоративной иерархии наделялись и лидерскими “полномочиями”.

Лидерство 1-го уровня гораздо проще, быстрее, продуктивнее и даже более “нравственно”, чем другие подходы. Оно не заставляет думать или беспокоиться о мыслях, чувствах или убеждениях других людей.

Типовые приемы лидерства 1-го уровня:

    • Приказы
    • Команды
    • Указания
    • Устрашения
    • Угрозы
    • Принуждение
    • Побуждение
    • Награды
    • Манипуляция
    • Целеполагание

Лидерство 1-го уровня “быстрее”, потому что начальнику достаточно описать в деталях требуемые действия и наблюдать, выполняются они или нет. Не нужно разводить долгие разговоры, делать глубокий анализ – только четкие и конкретные инструкции.

Многим людям лидерство 1-го уровня кажется более эффективным, поскольку обеспечивает более быстрое достижение требуемого результата. Согласны: приказами, требованиями и угрозами быстро можно придать “нужное ускорение”.

Есть те, кто убежден в особой “нравственности” лидерства 1-го уровня. Они считают неэтичным “лезть в голову и душу” к сотрудникам.

Лидерство 2-го уровня

Лидерство 2-го уровня – лидерство, которое стремится влиять на то, что думают окружающие. Видимое поведение человека зависит от его мышления, поэтому чтобы повлиять на него, нужно воздействовать на то, как человек мыслит и принимает решения.

Его суть – рациональность, сбор информации, данные, доказательства, умозаключения и убеждение окружающих с помощью этих средств.

Оно предполагает, что окружающие – “зрелые и разумные взрослые люди”, на которых можно воздействовать убедительными доказательствами и фактами.

Исторически оно заявило о себе в эпоху Возрождения, когда рационализм и наука были на подъеме.

Если лидерство 1-го уровня сосредоточено на теле, то лидерство 2-го уровня – на голове или мозге, на коре головного мозга.

Мы пользуемся своими мыслительными процессами, чтобы принимать решения. Или не принимать. Иногда чрезмерный анализ мешает нам действовать. Но лидеры обязаны принимать решения. Они помогают окружающим определить, куда двигаться.

Типовые приемы лидерства 2-го уровня:

    • Логика
    • Данные
    • Доказательства
    • Анализ
    • Графики
    • Доводы
    • Дебаты
    • Цели
    • Дискуссия
    • Формулы
    • Факты
    • История

Главные инструменты лидерства 2-го уровня – логика и факты. И то, и другое необходимы для веского и убедительного доказательства. Если вы хотите, чтобы другой человек признал вашу точку зрения правильной, вам не обойтись без стройной логики и проверенных фактов.

Многие же руководители, принимая решения, игнорируют логику и полагаются на свою интуицию и личные предпочтения.

Главная же проблема лидерства 2-го уровня в том, что практически каждая формула содержит или имеет в основе многочисленные предположения, из которых не все могут быть верными или непротиворечивыми.

Вспомните, хотя бы, физику – классическую теорию Ньютона и теорию относительности Эйнштейна.

Кроме того, не все принимают рациональные решения. Более того, можно утверждать, что никто не принимает полностью рациональных решений, т. к. в каждом решении обязательно присутствует иррациональный компонент, зависимый от ценностей.

Лидерство 3-го уровня

Лидерство 3-го уровня – способность влиять на сердца людей, на их базовые ценности, убеждения, представления и ожидания о том, как устроен или должен быть устроен мир.

Оно стремится вызвать глубокую заинтересованность и страсть, т. к. осознает, что нынешнему поколению работников нужна не только регулярная зарплата.

Сотрудники хотят заниматься осмысленной деятельностью, которая требовала бы не только их времени и способностей, но и применения творческого подхода и интерес.

Такое лидерство стремится понять базовые убеждения и ценности сотрудников и соотнести или уравновесить их с целями и стратегией компании. Оно отдает себе отчет в важности взаимодействия с сотрудниками на этом уровне и отвергает базовое убеждение, что лидерам не нужно знать, что думают и чувствуют подчиненные.

Достаточно сосредоточиться на их поведении. Лидерство 3-го уровня исходит из того, что поведение сотрудников тесно связано с их мыслями и чувствами.

Также оно требует от потенциальных лидеров иного мировоззрения, нежели исторически преобладающее лидерство 1-го уровня.

Этот уровень лидерства выходит за рамки модели рационального и информационно обоснованного принятия решений, признавая, что люди часто делают выбор по “нерациональным” причинам.

Потенциальным лидерам 3-го уровня необходимо выработать новые навыки, включая способность догадываться, что люди думают и чувствуют.

Типовые приемы лидерства 3-го уровня:

    • Рассказ о себе
    • Рассказ из жизни (сторителинг)
    • Визионерство
    • Открытый диалог
    • Активное слушание
    • Защита конфиденциальности
    • Откровенность
    • Собственный пример
    • Неравнодушие
    • Служение другим
    • Побуждение
    • Уважение к окружающим

Лидерство 3-го уровня требует больших первоначальных вложений – в предварительную подготовку, в умение сосредоточиться на чужих ценностях 3-го уровня. Однако, когда вы хорошо понимаете и соотносите их ценности с общим делом, впоследствии вам меньше приходится отслеживать работу коллег и прибегать к “ручному управлению”.

Читайте также:
Вверх