Digital ≠ онлайн: что на самом деле значит “диджитал-обучение”?
С приходом коронавируса в нашу повседневную жизнь очень остро встал вопрос об удаленном обучении. В ситуацию глубокой задумчивости над проблемой склонились все: от совсем юных школьников до весьма взрослых работающих. Над этим же вопросом стала биться и другая сторона: учителя, преподаватели, научные руководители, HR-отделы, тренеры, коучи и т.д.
Однако делать нечего: если вы обучаете по роду своей деятельности кого-либо, то хотели вы того или нет, но вам пришлось осваивать компьютеризированное обучение. Кто-то от этого факта пришел в ужас, а кто-то повеселел и даже вдохновился: давно пора! Технологии в обучении – это же так круто и эффективно. Сейчас успеваемость вырастет в разы! Как это не эффективно? Да бросьте, быть не может. Об этом же столько говорят вокруг.
Диджитал не равно онлайн
На деле все обстоит не совсем так. Применение новых технологий в обучении (то есть появление диджитал-обучения) – это не просто поговорить о каком-то предмете на веб-камеру полтора часа, пока ваша аудитория сидит по своим домам и смотрит на вас с другой стороны экрана. Задумайтесь: а с чего бы такому обучению быть эффективнее?
К примеру, возьмем ситуацию, когда преподаватель вуза читает лекцию. Предмет скучный, но важный (разумеется). Читается крайне монотонно. Но в аудитории еще есть шанс, к примеру, грозно посмотреть на отвлекающегося на телефон студента. В онлайне, увы, преподаватель проигрывает телефону по всем фронтам. Студент с другой стороны экрана. Что преподаватель ему сделает, если будете вести лекцию в том же режиме, в котором привык? Да ничего.
Поэтому в таком формате разницы между онлайном и офлайном нет абсолютно. То, что вы используете компьютер и веб-камеру, еще не делает обучение диджитал-обучением. Это все, что вы делали раньше, только с приставкой “онлайн”.
Кстати сказать, это не так уж плохо. Перевод всего процесса учебы в диджитал стоит немалых вложений денег, сил и времени. Он требует постоянной доработки продукта, закупки дорогостоящего оборудования (если мы говорим про по-настоящему качественный курс/тренинг/и т.д), пересмотра множества форматов подачи информации и прописывания тысячи дополнительных текстов (инструкции, задания, таблицы успеваемости и прочее). Если вы не планируете уходить в диджитал навсегда – то вам это и не нужно. И славно! Сэкономите нервы, время, деньги и силы.
Что делать в этом случае? Адаптируйте временно процесс подачи информации под новый формат. Главное: не ждите резкого скачка эффективности от такого рода обучения. Его не будет, но это нормально.
Все еще не диджитал, но тоже годится
Итак, что не является диджитал-обучением как есть, но все еще имеет право на существование?
-
- Просмотр вебинаров, лекций, уроков
- Тексты статей, электронные учебники
- Презентации
- Видео-уроки на Youtube
- Прослушивание подкастов
- Списки “посмотрите/почитайте/послушайте”
- Видео в формате “говорящей головы” и т.д.
Главные признаки диджитал-обучения
В диджитал-обучении есть тысячи нюансов, но мы обозначим только главные:
1. Нет 100%-ной привязки ко времени. В основном диджитал не привязан ко времени. У учеников есть постоянный доступ к материалам, и они занимаются тогда, когда у них есть возможность, а не только тогда, когда анонсировали вебинар.
2. Скорость усвоения материала у всех своя. В идеале, при таком обучении каждый сам выбирает свою скорость поглощения материала.
3. Практические задания. Знания обязательно отрабатываются на практике.
4. Фидбек. После практики ученик получает обратную связь, живую и конструктивную, по горячим следам.
5. Только личная заинтересованность. В диджитал-обучении нет места случайным слушателям. Все учащиеся – люди, заинтересованные в получении достойного результата по итогам учебы.
6. Удобство системы. Диджитал технически должен быть удобен для учащихся. Это значит, что вам придется очень сильно постараться, чтобы сделать такое обучение комфортным.
7. Мультиформатное обучение. Ученик в праве выбрать один из нескольких форматов подачи информации. Да-да, это значит, что одну и ту же тему нужно перелопачивать под разные форматы.
8. Адекватный тайминг. Иными словами, 7 часов подряд подавать материал не будут. В диджитал обычно присутствует понимание, что у обучающегося, скорее всего, есть работа и/или семья, а также знание о том, что ресурс внимания конечен, и его нужно восстанавливать отдыхом.
9. Высокая стоимость обучения. Качественное диджитал-обучение – очень сложный в разработке продукт, поэтому и стоить должно соответственно.