Как делегировать полномочия и оставаться в дзене
Как делегировать сотрудникам полномочия и не пожалеть об этом уже спустя час? Девиз по жизни многих руководителей “хочешь сделать что-то хорошо – сделай это сам”. Возможно, вы тоже из этой группы, если читаете эти строки. Очевидно, что именно для это категории процесс делегирования является настоящим кошмаром наяву. Никакие доводы о выгорании на работе не помогают: что вы, да не успеют/не смогут/не знают они, как нужно правильно… лучше я сам сделаю. Я это умею, я это люблю. И вот это тоже сам сделаю. И это, и это.
В результате рабочий процесс в голове такого руководителя не прекращается 24/7. Отпуск? Слышал, некоторые умудряются его брать, но лично с такими не знаком. Да без меня тут всё рухнет! Уходить из офиса пораньше? Без меня никто работать не будет. Высыпаться? Издержки должности. Быть довольным жизнью? Отказаться от лошадиной дозы кофе? Как это?
Задача: очень трудный день
Представим ситуацию, когда нельзя не делегировать задачи.
Итак, время 15:00. Вы только что узнали, что завтра рано утром летите на конференцию на другой конец планеты. А у вас – 24 крайне важных дела, отменить ни одно нельзя. Что будете делать?
“Ну… это будет очень трудный и долгий день, и, возможно, вечер и ночь… А можно не лететь?” – обычно задумчиво отвечают на этот вопрос. Нет, по условиям задачи не лететь нельзя. И нужно, чтобы до вашего отлета были выполнены все 24 задания. Тогда руководители тяжко вздыхают и начинают максимально забивать рабочий график до отвала.
Спустя полчаса график готов. Да, от такого количества работы не умирают только бессмертные пони, но что делать? Зато всё сделаю сам и буду спокоен. Мертвецки спокоен.
Но спокойствие нарушается внезапным последним условием задачи: вечером в компании случается форс-мажор, который от вас никак не зависит. Пожар на складе, болезнь ключевого специалиста, неполадки со счетом в банке – что угодно. Предотвратить это никак нельзя, повлиять невозможно. Что будете делать сейчас? На этом этапе в руководительских лицах явно считывается нарастающая паника. Приходится напоминать, что всё хорошо, а это просто смоделированная задача 🙂
Решение: делегировать
Любая неполадка может нарушить ваши стройные графики. Не стоит на этой почве пытаться построить еще более изощренные планы – станет хуже.
А ответ на задачу, на самом деле, простой. Львиную долю задач из списка не просто можно, а нужно делегировать сотрудникам. Не бойтесь этого процесса. Когда вы делаете за своих подчиненных работу, это может негативно сказаться на работе компании в целом.
Причины отказа от делегирования
Причин, по которым это происходит, может быть множество. Самые распространенные:
-
- никогда никому ничего не делегировали – в силу недостаточности опыта, возраста, воспитания или этических убеждений;
- низкая вера в свою команду и её потенциал;
- руководитель получает истинное удовольствие от выполнения ряда работ и не хочет его лишаться;
- боязнь, что подчиненные – сюрприз! – справятся лучше него, и его авторитет пострадает;
- не хотят тратить время, нервы и силы на объяснение всех нюансов и тонкостей;
- сердобольность руководителя, который каждый день слышит от сотрудников об их большой загруженности.
Риски при отказе от делегирования
Давайте посмотрим, чем вы рискуете, отказываясь делегировать:
-
- незагруженность сотрудников, что ведёт к ухудшению их мотивации;
- низкая вовлеченность персонала в рабочий процесс;
- общее снижение ответственности за результат работы;
- те сотрудники, которые обладают высоким потенциалом, начинают откровенно скучать на рабочем месте и тонуть в рутинных задач;
- в итоге выгорают все, а не только руководитель.
Главная мысль: от недостаточной загрузки страдает весь персонал.
Как правильно делегировать?
Четко уясните для себя некоторые моменты, которые помогут вам грамотно и безболезненно передать задачу на выполнение в другие руки:
-
- Ваши сотрудники – люди самостоятельные и в силах взять на себя ответственность за выполнение задач. Как минимум, они получают за это зарплату от вас.
- Уделяйте время вовлеченности сотрудников в процесс и повышению ответственности за результат.
- Всегда просите пересказать своими словами задачу, которую поставили перед сотрудником. Так вы убедитесь, что говорите с ним на одном языке, смотрите на ситуацию под одним углом и оперируете одинаковыми понятиями.
- Если работа сделана плохо – не стесняйтесь об этом сообщить. Впрочем, сделать это можно и без неприятного осадка. Как провести тяжелый разговор с сотрудником – читайте здесь.
- Контролируйте работу поэтапно, а этапы определите заранее. Так и у вас, и у сотрудника будут опорные точки работы – моменты, где еще можно внести изменения без вреда для дальнейшего процесса.
- Объясняйте на примерах, почему нужно сделать именно так, а не иначе.
- И выслушивайте сотрудника, если у него есть новое конструктивное решение по поводу старой проблемы.
- Если работник справился с задачей – не пожалейте хороших слов или других наград в его адрес. Как минимум, можно воспользоваться нашей коллекцией фраз-мотиваторов для сотрудников.
Успехов вам и делегирования со спокойным сердцем!