Алгоритм предоставления обратной связи CGD
Задумайтесь на минуту: когда вы в последний раз получали объективную обратную связь по какому-либо вопросу?
Ну и заодно спросите самого себя: как давно вы сами давали качественную обратную связь своим коллегам или подчиненным? Удалось ли вам избежать критики и дать конструктивные рекомендации?
Думаю, вы не будете со мной спорить, если я скажу, что предоставление качественной критической обратной связи – это ключевая компетенция лидера. И ее нужно развивать наряду с остальными управленческими навыками.
Настоящий лидер не просто предоставляет обратную связь, но умеет это делать эффективно.
Например:
-
Ситуация перед ответственным выступлением:
“Вы опытный специалист [настоящий профессионал]. Никто кроме вас не обладает такими обширными знаниями в этом вопросе. Но я заметил, что когда вы волнуетесь, то начинаете говорить быстро. Это похоже на поведение неопытного сотрудника [начинающего специалиста]. Глубоко вдохните и медленно выдохните. Представьте, что слушатели ваши друзья. Не бойтесь сделать паузу”.
-
Ситуация после выставки:
“Вы же понимаете, что наша работа требует постоянно налаживать новые связи. Но я заметил, что на подобных мероприятиях вы всегда общаетесь только с коллегами. Это не отвечает целям нашей компании. Я хочу, чтобы на всех выставках и конференциях вы завязывали минимум 5 новых знакомств. И поддерживали их в дальнейшем, потому что личное общение очень важно для клиентов и нашей компании”.
-
Ситуация в компании:
“Наш директор очень ценит точность и внимание к деталям. Если вы не измените свое отношение к работе, нам придется расстаться. Приходите на совещания вовремя. Уделяйте больше времени и сил на подготовку к презентациям. И научитесь грамотно распределять рабочую нагрузку. Если хотите, могу порекомендовать 2-3 мобильных приложения”.
Как вам такая обратная связь? С одной стороны, может показаться, что звучит достаточно жестко. Но с другой – такая обратная связь несет в себе несколько плюсов:
-
- Сотруднику станет ясно, в чем заключается проблема;
- Он поймет, почему именно ЭТО является проблемой;
- Сотрудник осознает, что необходимо сделать для корректировки своих действий.
Своевременная, ориентированная на действия, а не на личность, обратная связь – лучший способ помочь сотрудникам разобраться, что они делают хорошо и правильно, а что можно улучшить.
Авторский алгоритм CGD
Обратив внимание на допущенную ошибку или неправильные действия сообщите об этом сотруднику, опираясь на алгоритм обратной связи CGD (Consulting Group Donskih – наша авторская разработка):
“Когда [ситуация] вы сделали [действие], это вылилось в следующее [результат]. Вам необходимо сделать [рекомендация], чтобы получить [требуемый результат]”.
Таким образом, оптимальная обратная связь:
-
- Своевременна, т.е. предоставляется либо непосредственно до, либо сразу после совершения ошибки;
- Касается конкретного аспекта поведения, в отличие от осуждения общего характера;
- Содержит рекомендации, т.е. прямо говорит, какие действия необходимо предпринять сотруднику.
Также обратная связь может быть вписана в контекст результатов профессиональной деятельности. Они могут включать в себя как личный успех сотрудника, так и успех всей команды.
Вариантов этого алгоритма бесконечно много, но в целом рекомендую всегда придерживаться такой схемы.