Главная / Наставничество / Метод наставника: как начальнику правильно говорить с сотрудниками?

Метод наставника: как начальнику правильно говорить с сотрудниками?

Как правильно говорить с сотрудниками, если вы — наставникМетод наставника: как начальнику правильно говорить с сотрудниками?

Если вы начальник – о чем вы обычно говорите со своими сотрудниками, чтобы создать дружескую обстановку со своими подопечными? Прогноз погоды на неделю, вышедшие фильмы, школьные успехи детей? Стремление завязать ни к чему не обязывающий разговор естественно: официоз и тишина не способствуют развитию неформальных отношений внутри компании. Становится очевидно, что более тесные связи рождаются за счет непринужденных диалогов.

И вот вы уже не просто начальник, а Начальник Мечты: с вами можно обсудить всё, что произошло в мире за выходные, подчиненные смеются вместе с вами, вы всегда поддержите любую тему. Всё вроде прекрасно. Но потом приходит момент, когда надо – о Боже мой! – поработать 🙂

Здесь для вас начинается самое сложное: нужно из режима начальника-друга срочно перейти в режим босса. Иногда ситуация заставляет давить на сотрудника и использовать тон, который прежде от вас никто не слышал. Ваша резкая смена ролей ставит сотрудников впросак. Какое уж тут дальнейшее взаимопонимание?

Хорошие новости: можно поддерживать хорошие отношения с сотрудниками без перехода на уровень закадычных друзей. Для этого нужно лишь научиться правильно говорить с подчиненными. Как? Используйте в работе подходы наставничества.

Не бойтесь говорить о работе на работе

Звучит банально, но: говорите с сотрудниками о работе. Если смотреть на картину в целом, работа – это то связующее звено, которое у вас есть. Такие разговоры также можно сделать менее официальными, чем принято считать. Просто помните, что говорите с живым человеком, у которого есть свои мечты, желания, страхи, сомнения – наставники работают именно с таким подходом. Итак, о чем можно говорить, налаживая контакт?

    • Говорите о совместной деятельности: рабочих планах, проектах.
    • Узнавайте, в чем подчиненным было бы интересно развиваться.
    • Обсуждайте уже сделанную работу и ту, которую предстоит выполнить.
    • Расскажите, каких ошибок вы в свое время наделали сами и подскажите способы их не совершать.
    • Интересуйтесь, нет ли каких-то неудобств, связанных с рабочим процессом.
    • Всегда вслух обсуждайте цели, сроки исполнения, нормы и т.д.

Несомненно, обсудить ток-шоу будет куда приятнее, чем текущие рабочие моменты – однако вспомните, к чему это может привести. Вы можете выделять время на разговоры ни о чем в обеденный перерыв или после рабочего дня. Не пугайтесь: никто из сотрудников от вас и не ждёт дружеских бесед на целый день.

Как ведёт себя наставник?

Идеальная формула начальника-наставника – это быть одновременно властным и отзывчивым, требовательным и поддерживающим, дисциплинированным и терпеливым. Возможно, вы обладаете как раз таким типом личности – тогда, несомненно, подчиненные готовы идти за вами и в огонь и в воду.

Если нет, ничего страшного. Эффективно управлять можно и без невероятно развитой харизмы. Примерьте на себя костюм наставника:

    • Он говорит ровно и спокойно;
    • Ведет себя вовлеченно, но методично;
    • В нём чувствуется энтузиазм, напористость;
    • Его поведение направлено на поддержание концентрации на работе;
    • Он транслирует сообщение в мир о том, что быть ответственным и упорно работать над достижением цели – хорошо.

Вспомните наставников из своей жизни. Это могли быть ваши учителя, тренера, первый работодатель. На самом деле, подойдет даже условный мастер Йода из фильмов или книг. Главное – чтобы он оказал на вас влияние и был вам примером поведения. Имитируйте кого-то из вашего прошлого. Это отличный старт! Ваш собственный стиль сформируется со временем.

Сила разговора

Кроме того, особое внимание уделите своему голосу. Непреклонная сила настойчивого голоса просто не оставит выбора сотруднику, кроме как сфокусироваться только на том, чем он занят в данный момент. Полное погружение в работу – ваша общая цель.

План разговора с сотрудником в этот момент может выглядеть так:

    1. Для начала настройтесь, поймайте “волну” человека.
    2. Обсудите конкретные примеры его работы: что было хорошо, что можно доработать и т.д.
    3. Искренне интересуйтесь, каким образом он выполняет работу и как приходит к нынешнему результату. Действительно прислушивайтесь к человеку.
    4. После – четко обозначьте следующие шаги его работы.
Действуйте, пока штиль

Не нужно ждать начала проблем, чтобы заняться наставничеством. Поучительные беседы уже после неприятных бесед уже ни к чему продуктивному не приведут.

Отложите наставления в сторону, когда проблемы уже есть – и адекватно используйте их, когда все хорошо. Отслеживайте успехи и затруднения подчиненных на каждом этапе работы. Делайте это заранее, чтобы настроить сотрудников на успех.

Читайте также: 
Вверх