Главная / Наставничество / 7 противопоказаний для занятий наставничеством

7 противопоказаний для занятий наставничеством

7 противопоказаний для занятий наставничеством

7 противопоказаний для занятий наставничествомМного сказано о том, какими качествами и способностями должен обладать человек, жизнь которого, волей или неволей, стала связана с наставничеством. А кого и близко нельзя подпускать к роли ментора? Если вы рассматриваете кандидатуру на роль наставника для новоиспеченных работников компании, присмотритесь к чеклисту с противопоказаниями для занятий наставничеством.

Разумеется, идеальных людей не бывает, но если вы вдруг заметили в человеке ярко выраженную черту из списка, советуем задуматься: действительно ли такой наставник будет эффективен – или только отобьет желание у молодых сотрудников работать под одной крышей?

1. Кандидат-авторитет

Наверняка авторитетным такой человек стал не просто так: за его спиной, скорее всего, годы или даже десятки лет упорного труда. Но быть профессионалом своего дела еще не значит быть отличным учителем для других. Наставник работает по модели “ментор – ученик”,  а не ” управляющий – подчиненный”, о чем, увы, часто забывают авторитетные сотрудники, пользуясь (возможно, неосознанно) своим служебным положением и акцентируя внимание на заслугах прошлых лет.

2. Кандидат консервативных взглядов

Время движется вперед, технологии меняются. Люди научились добывать огонь, пересели с лошадей в автомобили и пользуются калькулятором вместо счетов. В системе наставничества так же происходили (и происходят!) изменения. То, что считалось эффективными способами обучения десять лет назад, едва ли можно сопоставить с современными методами передачи опыта. Присмотритесь: если ваш наставник застрял во времени и предпочитает обучать по старинке, то вы вряд ли оцените конечные результаты его работы.

3. Излишне критически настроенный кандидат

Errare humanum est! Человеку свойственно ошибаться, и особенно, если это новичок, молодой и зеленый, приступивший к работе неделю назад. Наставник должен понимать, что ошибки его подопечного – явление нормальное, даже нужное. На ошибках, как известно, учатся. Главное здесь не зацикливаться на них, а прорабатывать и исправлять. Разумеется, жесткой критике здесь не место.

4. Кандидат с проблемами доверия

Редко вопросы нового работника касаются только работы. Наставник должен быть готов объяснить некоторые особенности рабочего коллектива, подсказать, у кого когда день рождения, на какие фрукты у начальника аллергия… и даже можно ли заводить служебные романы. 🙂 А бывает, что новенький не чувствует в себе сил продолжать стажировку, он столкнулся с непредвиденными проблемами или ему просто не хватает уверенности в себе. В этом случае хороший наставник так же протянет руку помощи и выслушает подопечного.

5. Безответственный кандидат

Качество обучения зависит напрямую от того, как в него вкладываются обе стороны: и обучаемый, и обучающий. Человек, который относится к функциям наставника спустя рукава, вряд ли подойдет на роль наставника: схема “я показал и рассказал, а он не смог повторить” здесь не работает. Стоит помнить, что претензии сначала будут высказаны учителю, и только потом – ученику.

6. Кандидат с формальным отношением к занятиям наставничеством

Отсутствие эмпатии со стороны ментора, нежелание видеть в подопечном живого человека – с эмоциями, желаниями, проблемами, страхами и надеждами – прямой путь к формальному, а значит и не эффективному наставничеству. Это так же сказывается на качестве знаний и умений, получаемых учеником. Вспомните свои годы в университете: когда преподаватель рисовал вам оценку “за посещение” – оставался ли у вас в памяти хотя бы один термин из курса, как только выходили за дверь аудитории?

7. Кандидат, принимающий наставничество близко к сердцу

Ситуация, обратная предыдущей: наставник воспринимает ученика как собственного ребенка. Не дает пораниться, обжечься и накосячить. Черезчур опекаемый заботой подопечный не только не усвоит базовые знания, умения и навыки, но и элементарно разленится и разнежится за рабочим столом. Или наоборот – напряжется и подумает: неужели я настолько плох, что всю работу приходится делать за меня? Наставник должен уметь проявлять навыки “старшего брата”, но чувствовать границы и отделять рабочее от личного.

Читайте также: 
Вверх