Главная / Наставничество / Модели общения наставника и подопечного

Модели общения наставника и подопечного

Модели общения наставника и подопечного

Модели общения наставника и подопечногоЗначение хорошего наставника для молодого специалиста, который только-только пришел в компанию, переоценить сложно. Наставник подскажет, научит, поможет, выступит гидом по офисам и объяснит, каким таким особенным образом здесь работает принтер. Важно продумать, как именно будет проходить взаимодействие между наставником и подопечным. Что необходимо для плодотворного шефства? Какие модели общения наставника и подопечного применяются в той или иной ситуации?

Цели общения наставника и молодого специалиста

Предположим, молодой специалист Д. только что окончил вуз и вдруг понял, что душа его всегда хотела продавать металл и черепицу. Недолго думая, Д. устраивается менеджером по работе с корпоративными клиентами в компанию “СуперМеталл”. Собеседование прошло удачно: его ждут на новом рабочем месте.

Однако, без хорошего наставника энтузиазм Д. вскоре бы померк. Но здесь нашему начинающему специалисту повезло: в компании налажена система наставничества.

Почему необходимо налаживать общение между наставниками и молодыми специалистами? У этого процесса две цели:

    1. Развитие профессионально значимых качеств личности начинающего специалиста.
    2. Создание оптимальных условий для повышения его профессиональной квалификации.

Характерным признаком творческого подхода к процессу общения является гуманистическая позиция наставника, взгляд на партнера по общению с оптимистической гипотезой, наличие потребности в контактах, открытость общения, эмпатия и рефлексия в этом процессе.

Придавая исключительное значение коммуникативным умениям наставника, в качестве необходимых для работы с молодыми специалистами можно выделить:

    • Умение управлять поведением;
    • Умение адекватно моделировать личности других субъектов общения;
    • Умение «подать себя в общении» и т. п.
План работы с молодым специалистом

Прежде чем приступать к работе с молодым специалистом, необходимо выяснить, на каком уровне находятся его профессиональные знания, умения и навыки. Проверить это легче всего в беседе с ним. Беседуя с молодым специалистом, нужно составить план, в котором будут указаны:

    1. Основные профессиональные трудности, испытываемые подопечным;
    2. Цель и задачи профессионального взаимодействия;
    3. Этапы работы;
    4. Основные направления, формы, методы и средства профессиональной поддержки;
    5. Промежуточный и конечный результаты работы.
Модели взаимодействия между наставником и молодым специалистом

Различают три основных модели общения между наставником и начинающим специалистом:

Общение-коррекция 

Пятый клиент за неделю отказывается слушать молодого специалиста, считая его неопытным менеджером:

Подопечный: Шеф, у меня проблема. Никто из клиентов не слушает меня, они считают меня несерьезным. Я даже не успеваю им сказать, что у нас скидки на эко-сайдинг!

Наставник: Давай посмотрим, как ты им представляешься, начинаешь и ведешь разговор.

И наставник смотрит, указывает на ошибки, дает рекомендации – одним словом, корректирует поведение подопечного.

Общение-коррекция требует от наставника владения приемами диагностического исследования и знаний специального характера в области технологии общения.

Общение-поддержка 

Непростые ситуации бывают не только в общении с клиентами. Иногда проблемы возникают внутри коллектива. Например, Д. не знал о дне рождения главного бухгалтера, которого по традиции поздравляют всем филиалом “СуперМеталла”. В результате, отношения с бухгалтерским отделом оказались подпорчены. Как исправить положение?

В этой ситуации от наставника требуется не только база знаний, но и мобилизация таких личностных качеств, как эмпатия, такт, чуткость и др: происходит общение-поддержка.

Общение-снятие психологических барьеров 

Наставник Д. сразу выяснил, что его подопечный увлекается футболом: помимо рабочих вопросов о металлочерепице, они обсуждали последние матчи и где в городе можно погонять мяч.

Хорошо, когда наставник становится другом для начинающего специалиста. В этом случае новичку проще принимать помощь. Он точно знает: даже после завершения наставничества, к этому человеку можно обратиться в случае сложной ситуации.

Этот тип общения предполагает владение наставником технологией общения на достаточно высоком уровне, наличие у него потребности в общении с подопечным, желания помочь ему в установлении доверительных отношений.

В целом, общение на основе дружеского расположения является оптимальной моделью общения наставника и молодого специалиста. Она предполагает реализацию всех функций общения, аккумулирует все особенности и свойства наставника как профессионала и личности. В её основе лежит доверительность, взаимная расположенность наставника и молодого специалиста, обоюдная заинтересованность в осуществлении и продолжении контактов.

Читайте также:
Вверх