Главная / Лидерство и эффективность / Незабываемая стратегическая сессия: реально ли это?

Незабываемая стратегическая сессия: реально ли это?

Незабываемая стратегическая сессия: реально ли это?

Незабываемая стратегическая сессия реально ли это 1Что необходимо предпринять, чтобы стратегическая сессия осела в головах участников крепко и надолго и вызвала желание действовать? “А такое вообще возможно?” – спросите вы, припомнив все свои последние сессии и совещания. Разумеется! И это гораздо проще сделать, чем вам кажется.

По крайней мере, никаких шоу с фейерверками или люксовых конференц-залов не понадобится.

Жизнь на автомате, или почему мы ничего не помним

Как часто вы ищите ключи, телефон, очки? Кажется, только что тут были, куда я их положил-то опять… Поздравляем, вами управляет программа-автопилот. В принципе, в ней нет ничего плохого. Например, она помогает нам тратить минимум физических и умственных усилий на ежедневные действия. Они не откладываются у вас в голове как какое-то невероятное событие, вы не тратите на них ни йоту своих эмоций. Это тоже хорошо: представьте, что бы было, если бы мы каждому снятию очков радовались так, будто Россия снова вышла в четвертьфинал во время ЧМ. К концу дня от нас эмоционально ничего бы не оставалось.

Но в этом же состоит и главный минус автопилота. Мы не помним ничего. Вообще! Можем вести машину и думать о чем-то своем. Составлять отчет и думать о чем-то своем. Слушать очередную презентацию на совещании и… вот-вот.

Если спросить участников сессии, о чем, собственно, эта сессия была, то чаще всего можно услышать очень обобщенный ответ. А можно и не услышать ничего. В таком случае, считайте, что сессии и не было вовсе. Между тем, участники готовились, старались, искали информацию, обрабатывали тонну данных, сделали презентацию на сто слайдов. И повестка дня самая серьёзная – допустим, о перспективах развития. Почему такая несправедливость?

Вы уже знаете ответ. Просто все это ваш мозг уже тысячи раз проделывал, поэтому не видит смысла заострять на происходящем внимание. Поэтому формальные встречи чаще всего не работают. Аудитория не воспринимает текущий момент как момент истории своей компании. Откуда бы тут взяться переживанию за её будущее?

Сила яркого переживания 

Что делает совещание откровенно скучным? Самая частая причина неловких прикрытий руками зевков – необходимость слушать часами монотонные презентации с сотней слайдов. Да, тут много информации, формул, расчетов, важных замечаний. Но все это напоминает скучнейший учебник по тригонометрии, глядя в который типичный школьник не вполне понимает, как это в будущем ему пригодится. Так к лекциям вырабатывается “иммунитет”: мозг готов поглощать что угодно, только не ту информацию, которую стоило бы.

Разберемся, почему человечество до сих пор пользуется методом презентаций:
    1. Стоит признать, что всё-таки некоторые из нас обладают искусством презентовать что угодно. Доказательство – конференции TEDx.
    2. Это наименее трудозатратная форма передачи информации для большого количества людей в один момент.
    3. Мы к этому привыкли. Обучаясь в школе и университете, человек получает опыт прослушивания нескольких полуторачасовых лекций подряд. Эта схема ему знакома. Более того, она отточена до автоматизма. И вновь привет автопилоту!
И почему презентации не работают:
    1. Идет перегрузка слушателей информацией. Мозг, не справляясь с потоком слов, пытается перезагрузиться, из-за чего слушателей может клонить в сон.
    2.  Пассивная позиция слушателей.

А вот опыт, в котором человек задействован сам, запоминается. Например, если вы однажды организовали заграничную поездку самостоятельно, то без труда в деталях расскажете, как это сделать и через полгода. Новый опыт, связанный с преодолением трудностей, не забывается, а откладывается в голове в виде набора впечатлений. Человек на собственной шкурке понимает основы, законы, взаимосвязи.

Помните: рутиной изменений не добьешься. Сделайте сессию запоминающимся событием. Яркое переживание участников, полученное эмпирическим путем (т.е. опытным) – вот что будет вашей целью. Фокус на переживании позволит вам найти золотую середину между техническим содержанием совещания и эмоциями людей.

Важно: яркое переживание должно быть именно целью, а не “приятным бонусом” к уже составленной программе. Речь не о том, чтобы впечатлить присутствующих на совещании удивительной красоты канцелярией или местом его проведения. Держите в уме формулу “переживание = ценный опыт, который предстоит получить и прожить“.

Таким образом, это будет интеллектуальный, психологический и эмоциональный процесс одновременно, направленный на получение момента истины, который пройдет сквозь сознание участников. Как этого добиться? Через старую-добрую стрессовую ситуацию.

Полезный стресс. Опыт двух организаций

Итак, мы выяснили, что человек запоминает то, с чем ему пришлось повозиться. Чтобы он запомнил это и пропустил через себя, ситуацию необходимо эмоционально подкрасить. Участники должны испытать позитивный (полезный) стресс ситуации на себе.

Приведем в пример опыт двух организаций.

1. Компания Intuit

Intuit – поставщик бухгалтерского ПО для малого и среднего бизнеса. В 2010 году компания стояла перед вопросом о выходе на мобильную платформу. Если поторопиться с выходом на рынок мобильных приложений, то можно потерять кучу денег. Если опоздать… тоже потерять кучу денег. Необходимо было убедить руководство, что лучший момент – это сейчас.

Руководство к идее выхода на новый непонятный рынок отнеслось скептически. Что там этот телефон еще может, кроме как звонить, отправлять смс и фотографировать?

Однако команда Карен Хэнсон, вице-президента отдела инновационных разработок, постаралась и привнесла в обычное совещание нотки приключения. Они разработали для руководителей квест за пределами офисного помещения. После того, как закончилась сессия, их разделили на группы и каждой выдали по смартфону. Группы должны были проходить задания, используя мобильные приложения: читать отзывы на Foodspotting, переводить надписи через World Lens App, GPS-навигатор, сканер штрих-кода и т.д.

Нетрудно догадаться, что весь квест был направлен на реальный опыт взаимодействия с мобильным телефоном, выходящий за привычные рамки.

2. Католический орден

Сессия или совещание – атрибуты не только бизнес-среды. Таким образом может решать свои проблемы, например, и католический орден, занимающийся образованием и воспитательной работой.

Братья ордена на протяжении нескольких столетий помогали детям из малообеспеченных семей получать качественное образование. Но время идет: братья стареют, а приток новых последователей сокращается. Печально, но при сохранении такой тенденции конгрегацию “Братья христианских школ” ждал бы конец уже очень скоро. Братья-лидеры это понимали. Было необходимо, чтобы серьезность положения стала понятная и всей остальной организации – то есть, эмоционально проникнуться проблемой.

Вместо типичной стратегической сессии было решено провести конференцию на 2 дня. В первый день прошел обзор информации, а в конце дня братья смотрели фильм “Нарушая тишину”. Этот фильм рассказывал о закрытии женского монастыря в Западной Виргинии. 12 пожилых женщин готовились покинуть привычный мир монастыря и уйти в мир светский. Весь фильм – о душевной боли и страхе перед непонятным будущим. Братья смотрели фильм стойко, но потом разошлись спать в абсолютной тишине.

На следующий день братья играли в игру “Демография в действии” – с нарисованной картой и фигурками братьев на игровом поле. Игра – легкий способ переварить реальность и убрать страх перед действием. Целью игры было разработать план на следующие 8 лет, при условии, что из 79 братьев за это время на пенсию уйдут 24.

Вопреки ожиданиям, братья играли живо и с интересом, сессия прошла на “ура”. Они получали удовольствие, преодолевая препятствия и разрабатывая необычные решения проблем. Игра включила воображение участников и помогла развеять страх перед будущим.

Что у них получилось в итоге?

Выше мы привели яркие примеры погружения в ситуацию и её проживание. В первом случае руководители учились заново пользоваться смартфоном. Во втором – братья эмоционально включились и напряглись при просмотре фильма, а затем выпустили напряжение через игровое действие.

В итоге руководители Intuit поддержали идею о выходе на рынок мобильных приложений. Более того, квесты проводились еще несколько раз. Братья ордена разработали концепцию развития школ, нашли новые пути решения своих старых проблем. Конгрегация была спасена от закрытия.

Сила полезного стресса очевидна.

Почему это сработало?

Брат Амброс после конференции сказал: “Если бы мы применяли более стандартный подход, то вряд ли бы это произвело такое впечатление. Наша миссия сильна, как и раньше. Возможно, после этого совещания даже больше”.

Очень трудно воссоздать “момент истины” на формальном собрании компании, если участники эмоционально не включены в происходящее. Эмоциональное напряжение – ключ к работе не только головой, но и душой. Только так человек может почувствовать необходимость действовать, необходимость перемен ровно с той секунды, когда закончится сессия. Почему? Потому что после пережитого опыта трудно делать вид, что можно оставить всё как раньше.

Читайте также: 
Вверх