Какие навыки и компетенции нужны внутренним экспертам?
Внутренним экспертам сейчас уделяется большое внимание. И это не удивительно. Они обладают большим опытом. Являются носителями специализированных, порой даже уникальных знаний. И компаниям важно их сохранить, чтобы иметь возможность транслировать далее. Обучать новичков. Знакомить с корпоративной культурой. Проводить ротацию и повышение квалификации сотрудников.
Но не каждый эксперт может обучать. Не каждый способен быть преподавателем, учителем. Для этого необходим, в первую очередь, особый набор навыков и компетенций. Каких именно, давайте разбираться.
Профиль внутреннего эксперта компании
В зависимости от выбранного формата обучения набор необходимых эксперту компетенций будет разный. Одно дело после интервью упаковать его знания в лонгрид. И совсем другое дело, когда эксперту нужно провести вебинар или выступить на конференции. Поэтому в этой статье мы остановимся на общих моментах.
Личностные качества
Внутренним экспертам, как всем остальным людям, присущи некоторые характеристики. Они определяют, как эксперт выстраивает свое взаимодействие с другими людьми, реагирует на изменение внешней среды, справляется с проблемами и трудностями и т.д. С нашей точки зрения, для внутренних экспертов особенно важны:
-
- Адаптивность
- Внутренняя дисциплина
- Открытость к новому / изменениям
- Эмпатия
- Партнерская позиция
- Уважение к чужому мнению и др.
Soft Skills
Это “мягкие” навыки. К ним обычно относят навыки межличностного взаимодействия и общения. Они не связаны с конкретной профессией или техническими навыками. Но имеют принципиальное значение для успеха в работе с людьми. Внутренним экспертам не обойтись от следующих soft skills:
-
- Эмоциональный интеллект
- Способность объяснять сложные вещи простым языком
- Умение давать и принимать обратную связь
- Коучинговое мышление
- Навык рефлексии и самоанализа
- Тайм-менеджмент
- Самоорганизация
- Умение слушать и слышать и т.д.
Hard Skills
Их еще называют “твердые” навыки. Это конкретные технические знания и навыки. Они связаны с выполнением определенных задач в рамках профессий или областей деятельности. Внутренние эксперты приобретают эти навыки в результате профильного обучения, практики и опыта работы. К ним относятся:
-
- Знание предмета обучения и наличие практического опыта по теме
- Учет трендов в предметной области
- Цифровая грамотность и уверенная работа с ПО / оборудованием
- Владение инструментами для передачи информации другим людям и пр.
Как видите, перечень навыков и компетенций, которыми должны обладать внутренние эксперты компаний, довольно большой. Но он может серьезно меняться в зависимости от предполагаемого формата обучения.
Мы рекомендуем, прежде чем привлекать лидеров и опытных специалистов к обучению сотрудников, составить профиль “идеального” для вашей компании эксперта. Или несколько профилей. Под разные цели, задачи, форматы обучения. И далее уже составлять пул внутренних экспертов компании и упаковывать их опыт в различные учебные продукты. Если вам нужна методологическая поддержка в этом направлении, то заполните форму обратной связи по ссылке.