Компоненты корпоративной образовательной среды
Сегодня все меняется настолько быстро и, порой, настолько непредсказуемо, что одно-два учебных мероприятия для сотрудников в год – это всё равно, что ничего. Обучение в течение всей жизни, постоянное повышение своей квалификации, освоение смежных областей знаний и переобучение – объективная необходимость, норма для компании. Если, конечно, она заинтересована в том, чтобы оставаться на рынке и развиваться.
И вот тут очень важно создать условия. Чтобы сотрудники обучались, самостоятельно и с удовольствием. Для этого необходимо сформировать корпоративную образовательную среду.
Что такое корпоративная образовательная среда?
Корпоративная образовательная среда – это созданная компанией система возможностей для обучения, когда каждый сотрудник четко осознает цели своего обучения и может ставить их самостоятельно, обладает внутренней мотивацией к развитию и может реализовать свои учебные потребности.
Такая образовательная среда позволяет компании успешно решать свои бизнес-задачи и достигать целевых показателей, а сотрудникам удовлетворять их потребности в саморазвитии.
Очень важно, чтобы при построении корпоративной образовательной среды учитывались следующие принципы:
-
- Человекоцентричность – фокус на человека. Внимание на индивидуальный и социальный опыт сотрудника, его интересы, мотивацию, вовлеченность. Максимально возможная адаптивность и персонализация.
- Интеграция обучения в рабочую среду – обучение не должно соперничать с реальными бизнес-задачами сотрудника. Оно должно помогать их решать.
- Создание безопасной среды – атмосфера, где у каждого сотрудника есть право на ошибку, рефлексию, поддержку и получение развивающей обратной связи.
- Вовлеченность лидеров и руководителей – их участие не только как заказчиков обучения, но и в качестве менторов, наставников, экспертов.
Компоненты образовательной среды компании
Можно выделить такие компоненты корпоративной образовательной среды.
1. Физический компонент – всё, что связано с материальным пространством. Планировка офиса, дизайн интерьеров, эргономика рабочих мест, корпоративное кафе, демонстрационное оборудование, уровень шума и освещенности в офисе, маркерные доски, графические постеры на стенах и т.д.
2. Социально-коммуникативный компонент – всё, что связано с участниками образовательного процесса и их взаимодействием между собой. Сотрудники и отделы, проектные команды, руководители, профессиональные сообщества, комьюнити, менторские программы, обмен опытом, нетворкинг, планерки, митапы, соцсети и чаты, новостная рассылка, взаимная проверка домашних заданий, наставничество, ретроспектива и т.д. И сюда же можно отнести личностные качества участников процесса, коммуникационную культуру, распределение статусов и ролей, психологический комфорт в коллективе.
3. Содержательно-методический компонент – всё, что относится к организации образовательного процесса. Форматы и содержание учебных материалов, проектирование образовательных треков и индивидуальных планов развития, уровень экспертизы преподавателей, способы контроля и проверки результатов обучения, индивидуализация обучения, база знаний, корпоративный университет, методические руководства, микрообучение, тренинги и др.
Существование и развитие этих компонентов образовательной среды возможно при наличии еще двух элементов:
4. Организационно-административные условия – это управленческая и организационная структура в компании, влияющие на обучение. Связь стратегии обучения и развития сотрудников с общей стратегией компании. Вовлечение и активное участие руководителей в формировании образовательной стратегии и ее реализации. Опора на аналитику при принятии решений. Выстроенные процессы обучения и развития персонала.
5. Технологический ландшафт – это технологии, которые окружают сотрудников офлайн и онлайн и способствуют формированию образовательной среды. Сюда относятся цифровые платформы для обучения, чат-боты, мессенджеры, служба поддержки, хранилище базы знаний, корпоративный портал, интерфейсы и т.д.
Наличие всех перечисленных компонентов образовательной среды позволяет не навязывать сотрудникам обучение. При этом создавать возможности и поддерживать их инициативу тогда, когда у них появляется осознанная необходимость развивать свои профессиональные или личностные компетенции.
Читайте также:
-
- Обученность сотрудников или изменение поведения. Что ждет бизнес от корпоративного обучения?
- Как оценить, что программы по развитию soft skills работают?
- Внутреннее менторство: обучаем команду своими силами
- Как составить индивидуальный план развития сотрудника?
- Как поддерживать сотрудников в обучении: стратегии для руководителей