Последние, но не по значимости: правила жизни поколения Z
Бэби-бумеры, подвиньтесь! Вашими коллегами все чаще становятся представители поколение Z (или Зеты) – это ребята, рожденные в период между 1995 и 2010 годами.
Про них ходит много разных легенд: например, о том, что они не будут работать, если в офисе нет мягких кресел-груш, задачи выполняют некорректно, а общаться могут только при помощи соцсетей. Правда ли это? Нужно разбираться. Но одно можно сказать точно: умирать на работе, как это делали их родители, они не хотят и не будут.
У этого поколения совершенно иные ценности, и вам придется с этим смириться. А еще – обучать их и научиться с ними работать и ладить, ведь в скором времени эти молодые люди будут основной рабочей силой планеты.
Правила жизни поколения Z
Давайте посмотрим, на что конкретно обращают внимание эти молодые люди, когда ищут себе место в компании. Их взгляд на жизнь существенно отличается от того, что привык видеть работодатель в соискателях, и это может вызвать конфликт “отцов и детей” еще на стадии собеседования. Однако мы искренне советуем принимать ценности этого поколения всерьез, иначе в дальнейшем вы рискуете упустить по-настоящему ценные кадры.
Зеты в разы быстрее ищут и усваивают информацию, используя для этого источники, о которых вы бы и не подумали. Они не боятся креативить: они точно озвучат свои самые смелые идеи, которые отвечают духу времени и могут вызвать реальный прорыв компании. Они всегда в курсе всего, благодаря тому, что существуют во множестве соцсетей одновременно. И еще – сюрприз! – они обожают учиться.
Итак, ключевые потребности поколения Z:
Учеба, учеба, учеба!
Да, это совсем не похоже на предыдущие поколения, но эти ребята действительно любят и могут учиться. На них не висит груз выживания, с которым жили их родители в конце прошлого века, когда люди держались за любую работу. Самые старшие из поколения Z еще помнят, как их мамы и папы работали допоздна, будучи не в силах сменить сферу деятельности.
Такой жизни Зет для себя не желает. Он желает жить в комфорте и делать то, что ему нравится. Он будет искать себя и стараться освоить как можно больше навыков, чтобы никогда не остаться без возможности заработка тем, что искренне любит делать. Поэтому учеба для него не заканчивается после школы/университета, а, скорее всего, только начинается.
Плюс, в эпоху перенасыщения рынка товарами достаточно сложно выделиться среди толпы, обладая, скажем, последним айфоном. Ну последний, ну и что, через год новый выйдет. В разговоре этим уже не щегольнуть. Зет это понимает. Потому для него новой ценностью стало умение быть интересным собеседником, который много всего знает и не стоит на месте в развитии.
Не верите? Просто посмотрите, каким спросом пользуются курсы и лекции для повышения кругозора – и поколение Z готово за это платить. Arzamas, например, уже давно существует не просто на чистом энтузиазме создателей.
Хотите удержать Зета? Предоставьте ему возможность учиться. По результатам опроса, многие молодые люди предпочтут возможность обучения возможности получить должность повыше.
Easy come – easy go
Или “легко пришел – легко ушел”. Зет не будет тратить время на то, что ему максимально не интересно и не соответствует его потребностям. При этом Зет не дает времени компании “на раскачку”: если ему не понравился первый день в офисе, на второй можете его не ждать.
“Отрабатывать срок? Зачем? Нет уж, увольте. В прямом смысле слова. Я найду что-нибудь другое, а тут мне не нравится” – мысли практически 100% поколения Z после неудачных первых дней на новом рабочем месте.
Чтобы такого не допустить, придется соответствовать своим же обещаниям. Обещали интересные задачи, по потребностям кандидата? Предоставьте их с первого же дня. И нет, этот молодой человек не будет возиться с бумажной волокитой, которую все скидывают друг на друга, под страхом того, что он тут новенький и будет делать все, что ему велено.
Возможность роста
Не держите новичка за новичка долго. Это также негативно скажется на имидже вашей компании в глазах поколения Z. Обещали возможность роста? Будьте добры исполнять.
Спустя 1-2,5 месяца новый человек уже вполне адаптируется в коллективе и точно поймет, что от него требуется на рабочем месте. Тогда же он будет способен выполнять задачи уже более сложные, чем изначально.
Ценности компании
Пункт, при прочтении которого у большинства постсоветских работодателей закатятся глаза. Тем не менее, это новая реальность, и мы советуем поскорее открыть глаза, чтобы хорошенько ее рассмотреть.
Возможно, из-за родительского примера перед глазами, у поколения Z повышено чувство морали и справедливого отношения к человеку в принципе. Теперь это находит отклик в том, что молодые люди обращают внимание не только на уровень предлагаемой зарплаты, но и на ценности, которые пропагандирует компания, в области политики, экологии, прав меньшинств, феминизма. Например, прогрессивная молодая девушка не станет молчать, если поймет, что ее оценивают ниже, чем коллегу-мужчину, при равных показателях работы.
Отметим: никто не ждет от компании оголтелой поддержки угнетенных или использования только эко-френдли кружек на корпоративной кухне. Лояльного, спокойного отношения к острым вопросам будет достаточно.
Как работать с поколением Z?
Допустим, вы приняли Зета на работу, попутно держа в голове все ценности этого поколения. Прекрасно! Теперь его нужно обучить и сделать это так, чтобы в нем не пропал запал и дух молодого авантюризма. Если вы действительно приняли всерьез жизненные установки нового работника, вам не составит труда его обучить и удержать. Подскажем несколько правил:
1. Используйте геймификацию. Да, об этом уже сто раз сказано, но это работает. При этом вам не нужен огромный бюджет, чтобы настроить свою систему мотивации в виде игры. Да, придется постараться, чтобы сделать рутинные задачи интересными, но результат того стоит.
2. Ставьте по-настоящему четкие задачи. Зет должен знать, что ему надо сделать, зачем, каким образом, когда, в какой срок, какой у задачи контекст, и самое главное – какой у задачи смысл. Особенно хорошо, если вы обозначите, был ли прок от выполнения таких же задач в прошлом. Работа просто ради работы – это не про поколение Z.
3. Учитывайте интересы сотрудника. Это можно включить в пункт о геймификации или просто учитывать при приеме на работу. Очевидно, что в коллективе со схожими интересами ему будет комфортнее обучаться, работать и расти как специалист.
4. Возможно, предыдущий пункт вам показался слишком “детским”, но это правда так. Поколение Z, в сущности, еще дети. Как уже было сказано, у них нет потребности выживать и становиться взрослыми так стремительно, как у молодых людей в лихие 90-ых или годы войны. Относитесь к ним лояльнее, и будет вам счастье.
5. Логичное продолжение пункта о лояльности: жесткое руководство тут не подойдет. Они хотят видеть в руководителе адекватного и приятного наставника, а не человека, который сухим языком будет объяснять, как заполнять таблицу для отчета, а потом и вовсе отправит “не отсвечивать”.
6. Помните, что они – другие. Но они не хуже. Примите их взгляд на жизнь, согласитесь с ним и получите преданного сотрудника на долгие годы. По крайней мере, пока ему интересно 🙂