Кто хочет стать миллениалом: Игра в обратное наставничество
Что такое классическое наставничество? Это когда есть наставник – опытный, взрослый, авторитетный, и есть его подопечный – молодой зеленый юнец, который только недавно вышел на работу. Между ними складываются отношения “учитель-ученик” – вроде тех, что бывают в школе, только более свободного характера.
А что вы скажете о системе обратного наставничества, когда миллениал становится наставником для представителей более взрослых поколений? “Да какой в этом толк!” – скажете вы, и будете совершенно неправы. На самом деле, молодые могут многому научить своих старших коллег. Итак, кто хочет стать миллениалом?
В чем смысл обратного наставничества?
Суть такого наставничества заключается в так же передаче опыта, как и в его классическом варианте. Думаете, молодой человек не способен ничему научить старшего коллегу? Отнюдь. Например, миллениалы прекрасно владеют новыми технологиями и гаджетами. Для них это все равно что говорить на родном языке: просто и понятно с самого детства. Другой пример: молодые люди открыты к новым способам мышления, что может выгодно отличать их от старших сотрудников.
Основные правила подхода
Разрабатывать и внедрять эффективную систему наставничества довольно трудно и сложно. Это же касается и обратного наставничества. Какие проблемы могут встретиться?
-
- Молодые наставники не должны недооценивать себя и свой опыт. Убедите их, что они могут делиться ценной информацией и побудить других сломать барьеры стереотипов.
- Старшее поколение может чувствовать себя неудобно из-за опеки над собой. Встаньте на их место: столько лет они трудились без помощи кого-либо, и тут вдруг назначают юного наставника.
- Осознание своей, пусть и небольшой, но зависимости от младших сотрудников может вызывать неприятие у взрослых компетентных коллег.
Чтобы решить эти вопросы, заранее предупредите участвующих в программе, что подобное наставничество – не корректирующее. Оно не должно нести никакой дискомфорт.
Не спешите – начните с малого
Во-первых, всегда учитывайте, что не каждый человек способен стать наставником. Это верно для любого типа наставничества: как для классического, так и для обратного.
Во-вторых, не пытайтесь сразу же говорить на темы вроде этнической принадлежности, проблемы меньшинств или равноправии женщин в труде. Молодые люди, будучи гражданами мира, смотрят на эти вещи гораздо проще своих старших коллег. Будет сложно сразу установить доверительный контакт между поколениями посредством таких обсуждений.
Зато в чем точно не приходится сомневаться, так это в том, что у молодого поколения гораздо больше знаний в области новых технологий. С этого и можно начать практику обратного наставничества.
Якорь для миллениалов
Основная проблема, связанная с трудоустройством миллениалов – это факт постоянной смены работы. Молодые люди не задерживаются долго на одном месте, если не чувствуют, что оно соответствует их представлениям о работе мечты. Быть миллениалом – значит постоянно нуждаться в подтверждении своей ценности как работника.
Обратное наставничество – отличный способ эту проблему решить хотя бы частично. Роль наставника может стать для них настоящим якорем, который удержит их в компании. Делясь своим опытом, они чувствуют свою важность и нужность 🙂 .
Даже если вы не готовы полностью внедрять обратное наставничество в свою компанию, то все равно возьмите на вооружение его основные принципы. И еще: посмотрите фильм “Стажер” с Робертом де Ниро. Он как раз об этом.
Успехов!
Читайте также: