Главная / Идеи и решения / Фасилитация — модное слово или необходимость?

Фасилитация — модное слово или необходимость?

Фасилитация — модное слово или необходимость?

Фасилитация - модное слово или необходимостьСтатистика сайта говорит нам, что про фасилитацию спрашивают каждый день, да не по разу. Причем, порой, бывают такие своеобразные формулировки и запросы, что невольно поражаешься фантазии людей. Складывается впечатление, что фасилитация — “лекарство” от всех болезней для компании.

На самом деле, как вы понимаете, это не так. Как и любой другой инструмент, ее можно применять только в определённых случаях. В других она будет такой же бесполезной, как гвоздодёр в дамской сумочке. Хотя не спорим: дамы разные бывают 🙂

Когда нужна фасилитация

1. В компании выявлена серьезная проблема

Есть проблема, требующая пристального внимания со всех сторон, например:

    • неэффективный процесс,
    • клиент, желающий получить гарантии качества,
    • проект, по которому превышен бюджет.

2. Решение не очевидно с первого взгляда

Очевидное решение будет внедряться сразу же. Для решений, не лежащих на поверхности, потребуется более глубокий анализ, а к работе над ними привлекается широкий круг специалистов.

3. Для успешного решения проблемы необходимо согласие всех заинтересованных лиц

Попробуйте дать решить дифференциальное уравнение глубокому гуманитарию и сказать, что теперь он будет решать их каждое утро. Почему? Потому что это — важно и нужно.

Почему важно, кому нужно? В чем смысл действия? Сотрудник подумает над уравнением минуту, вспомнит свою твёрдую тройку по алгебре и решит, что есть дела поважнее.

Если задачу не понимают и не принимают сотрудники компании, то реализовать ее будет крайне сложно, практически невозможно. Поэтому, прежде чем затевать какие-то преобразования, хорошо бы настроиться на одну волну с коллегами: донести до них смысл идеи на их языке, заручиться поддержкой. Тогда и принятые решения будут легче воплощаться в жизнь.

Как правило, для решения одной задачи требуется проводить несколько фасилитационных сессий. К этому тоже нужно быть готовым.

Когда не нужна фасилитация

1. Решение уже принято

Если собственник или топ-менеджер компании уже принял решение по определенному вопросу. Групповое обсуждение в этом случае — имитация бурной деятельности и напрасная трата времени. Проведите стандартное собрание и обсудите, как будет внедряться решение.

2. Ситуация и / или информация слишком сложны и / или конфиденциальны

Например, компания решила изменить пользовательский интерфейс внутренней корпоративной сети:

    • провела несколько сессий,
    • сняла запросы от сотрудников-пользователей,
    • выявила, какие задачи должна решать обновленная система.

Всё! Дальше — сложная работа, поэтому отстаньте от обычных сотрудников на этом этапе. IT-подразделение разберётся самостоятельно: внесёт изменения, протестирует решения, подкорректирует нужное, уберёт лишнее.

Разработчики обсуждают с членами команды уже практически окончательный вариант.

3. Нет заинтересованности в общем решении или нет доверия друг к другу

Например, в компании стоит задача по сокращению затрат, в том числе и за счет увольнения части сотрудников. Выносить на фасилитационную сессию эту тему ни в коем случае нельзя — здесь каждый будет только сам за себя. А вот какие другие затраты можно оптимизировать, имеет смысл спросить у сотрудников.

4. Нет времени собраться вместе

Например, члены проектной команды слишком заняты и не все могут присутствовать на некоторых мероприятиях. Тогда руководитель команды может предложить прийти на встречу только тем, кто в данный момент свободен. Цель такой встречи — это получение новой информации. А вот ее обсуждение и принятие решения — это только совместный процесс, в котором задействованы все участники программы.

Фасилитация — очень важный и осознанный процесс. Она помогает прийти к согласию. Но бывают ситуации, когда она не нужна, преждевременна или просто лишняя.

Читайте также:
Вверх