Главная / Идеи и решения / Фасилитация. Как сделать работу команды более эффективной?

Фасилитация. Как сделать работу команды более эффективной?

Фасилитация. Как сделать работу команды более эффективной?

Работу команды оценивают по конечному результату. Достичь заданных показателей можно, если команда работает как единый организм. Если все участники равны и открыто высказывают свою точку зрения. Если слушают друг друга, дополняют и развивают идеи коллег. Но так, к сожалению, бывает не всегда.

Как грамотно организовать групповой процесс генерации и обсуждения идей? Как дать возможность каждому участнику раскрыться? Как услышать мнение всех членов команды? Ответы на эти вопросы дает фасилитация.

Фасилитация – это технология, которая направляет команду и оптимизирует процесс принятия совместного решения. Любая фасилитация – это командная работа и она подчиняется законам групповой динамики.

Этапы фасилитации

На пути от задачи к готовому решению команда проходит 3 этапа. На каждом из них используются особые техники. О некоторых из них мы уже писали ранее. Именно техники фасилитации позволяют активизировать мыслительную деятельность и направляют работу команды. В зависимости от задачи, особенностей участников и имеющегося времени выбирайте наиболее подходящую из них. А сегодня поговорим об этапах фасилитации.

Этап 1. Расходящееся мышление

Работу команды на этом этапе нужно организовать таким образом, чтобы каждый участник мог свободно выражать свою точку зрения.

Главная задача этапа – выявить и обозначить все элементы рассматриваемой проблемы. Постройте процесс таким образом, чтобы каждый участник имел возможность высказаться. Не нужно пытаться разрешить противоречия. Безоценочно выслушайте всех и не пытайтесь кого-то переубедить или пересмотреть свое мнение.

Проведите открытую дискуссию. Соберите разные мнения. Составьте список идей. В результате вы получите целый перечень проблем, вопросов, эмоций. И вам станет более понятны смысл и масштаб задачи, стоящий перед командой.

Этап 2. “Зона стонов”

Существование разных мнений приводит к тому, что команде требуется серьезно поработать, чтобы объединить разрозненные мнения и выработать решение. Это получится, если только научиться думать с точки зрения других людей. Не обязательно соглашаться с чужим мнением, но понимать его необходимо.

Самое простое, что можно сделать, задавать друг другу прямые вопросы и внимательно слушать ответы. Такой диалог поможет выстроить доверительные отношения, понять ценности и смыслы коллег и осознать общий контекст.

Этап 3. Сходящееся мышление

Когда понятен общий контекст, самое время направить работу на поиск устраивающего всех решения. Ваша задача на этом этапе – найти ответы на вопросы, какие ресурсы потребуются для решения задачи, где их можно найти, кто может дать экспертную оценку найденному варианту, кто, что и в какие сроки будет делать и т.п.

Сортируйте идеи по категориям, вырабатывайте общий концепт, делайте основные выводы. И оценивайте предлагаемый план действий. На этом этапе важно критически подойти к заявленным командой критериям успеха и в целом жизнеспособности идей.

Читайте также:
Вверх