Главная / Лидерство и эффективность / Как планировать, когда ничего нельзя планировать?

Как планировать, когда ничего нельзя планировать?

Как планировать, когда ничего нельзя планировать?

2020-ый дал нам всем жару. VUCA-мир, вызовы внешней среды и, конечно, COVID-19. Уровень неопределенности просто зашкаливает. Не понятно, куда, как и с кем идти. Всё влияет на всё. Одни и те же события, явления, данные можно интерпретировать по-разному.

Пора признать, понять, принять, что перемены – это новая нормальность. Не стоит ждать стабилизации ситуации. Этого просто не будет. Поэтому, нужно перестать пережидать или бороться с ситуацией. Пришло время научиться использовать эту нестабильность как новый ресурс.

Конец года, по традиции, время строить планы на будущее. Раньше в этот период мы проводили довольно много стратегических сессий с корпоративными клиентами. Ставили цели на год, планировали на долгосрочную и среднесрочную перспективу. Сейчас ситуация несколько иная: все меняется слишком быстро. Во внешней среде: в мире, в бизнесе, в работе. В приоритетах, ценностях, желаниях и интересах людей. И нужно научиться это учитывать.

 

Меняйся, будь гибким

Это значит, не сопротивляться обстоятельствам, не цепляться за планы и быть готовым их поменять. Помните, выживает не сильнейших, а тот, кто быстрее приспосабливается и адаптируется к изменениям. Этот принцип вывел еще Чарльз Дарвин. В VUCA-мире быстрота реакции – это новая валюта, основа успеха.

К сожалению, большинство из предлагаемых систем планирования очень негибкие. Они предполагают, что мир статичен. Есть цель и есть линейное к ней движение. Реальная же жизнь показывает, что двигаться к цели можно по-разному: зигзагом, по синусоиде, совершая крутые виражи на поворотах.

А можно и вовсе отказаться от цели на пути движения к ней. Поскольку цели, которые вы ставите сегодня, определяются вашим сегодняшним мышлением. И оно будет отличаться от того, что было месяц или полгода назад. Значит план по их достижению тоже будет другой. Наша жизнь становится интереснее. Некоторые цели – неактуальными. Поэтому, задавайте вектор развития и учитесь принимать ситуацию, радоваться подаркам судьбы, видеть возможности и доверять интуиции, хотя бы иногда.

 

Стань спринтером и концентрируйся на главном

Гибкость вовсе не означает, что не нужно планировать. Нужно. Но давая себе возможность для маневра. И не распыляя ресурсы. Наша жизнь с ее бешеным темпом, соцсетями, сотнями чатов в телефоне распыляет внимание и растрачивает энергию. Если вы отвлеклись на 3 минуты, чтобы полистать ленту в Инстаграм, знайте, что вам потребуется около получаса, для того, чтобы вновь сосредоточиться на своей задаче.

Нам очень нравится технология гибкого, agile-планирования. Она отлично подходит как для решения бизнес-задач, так и для личного использования. Вместо постановки долгосрочных целей делите свой путь к результату на короткие отрезки – спринты. И в течение короткого времени сосредоточенно работайте над ограниченным числом целей. Спринты позволяют приспосабливаться к изменяющимся условиям, сохранять фокус внимания и шаг за шагом идти в точку назначения.

Обычно agile-спринты длятся от одной до трех недель. Слишком короткие по времени спринты не позволяют совершить маневр, когда это необходимо. А слишком длинные – снижают мотивацию и размывают конечную цель. Да и прокрастинация тоже может появиться – время же еще есть, можно и “бамбук покурить”. Делайте недельные перерывы между спринтами, чтобы перевести дух, осмыслить ситуацию и поставить новые планы. И так, за год, незаметно для себя выполните 12 спринтов.

Agile-подход к планированию позволяет экспериментировать и видеть открывающиеся возможности. Здесь нет “правильно” и “неправильно”. Здесь есть “интересно”, “надо попробовать”, “а что будет, если…”.

 

Так как, все-таки, планировать?

Думаю, все вы знакомы с методикой SMART. Это одна из самых популярных технологий по постановке целей и планированию. Но мы добавим к ней еще три новых буквы – ALE.

И тогда у нас получится следующее.

    • Specific – цель должна быть конкретной. Напишите, какого результата вы хотите добиться.
    • Measurable – цель должна быть измерима. В каких показателях вы будете мерить вашу цель?
    • Achievable – цель должна быть достижима. В первую очередь для вас. В пределах вашего понимания.
    • Relevant – цель должна быть значимой, нужной для вас. Это должна быть ваша цель, а не чья-то, навязанная сверху.
    • Time-bounded – цель должна быть ограничена по времени, задан дедлайн.
    • Ambitious – цель должна быть немного амбициозной и заряжать вас энергией.
    • Legal – цель должна быть легальной, в первую очередь с точки зрения закона. Она не должна быть вредной.
    • Ecological – цель должна быть экологичной и учитывать интересы других людей. Коллег, партнеров, семьи, друзей и т.д.

Каждый свой спринт формулируйте и расписывайте, опираясь на эти параметры. Берите бумагу и ручку. И пропишите цели и план на свой первый спринт. Если вы взяли в работу большой проект, постарайтесь разбить его на законченные этапы. Каждый этап рассматривайте как отдельный проект. Проверьте, как это работает в бизнесе, карьере, отношениях с окружающими, личной жизни.

 

Читайте также:
Вверх