Быть или не быть коммуникативным on-line тренажерам?
Вопрос сделать on-line версию наших игровых бизнес-симуляций встает с завидной регулярностью. Мы и сами несколько раз подступались к решению этого вопроса, даже общались с разработчиками. Но процесс начинал буксовать по очень разным причинам.
Во-первых, для этого требуются очень серьезные инвестиции. Во-вторых, нужна мощная команда специалистов. Хотя, это все решаемо. Основная проблема в другом.
На днях на cossa.ru мне попалась одна статья, в которой рассказывается, как нейросеть обучают клиентской поддержке. Интересный опыт, он как нельзя лучше описывает, почему же игровые бизнес-решения прямо сейчас не могут быть переложены в электронный формат.
Чего бы мы хотели от нейросети?..
Изначально мы отказались от идеи создавать тренажер в формате теста: “вопрос – выбор ответа”. Такой подход не обеспечивает развитие коммуникативных навыков, не учит формулировать свои мысли и не позволяет выстраивать эффективное общение между людьми. Поэтому мы сразу стали смотреть в сторону искусственного интеллекта.
Нейросеть должна уметь анализировать ответ пользователя, понимать, что он сказал “верно / неверно”, предлагать свои варианты решения и давать рекомендации. И по мере общения с реальными участниками нейросеть сама обучается, обогащается новыми словами, речевыми модулями и оборотами, становится более вариативной. А значит, может способствовать развитию компетенций у пользователей.
Для того, чтобы нейросеть могла это все выполнять, необходим огромный объем данных. В статье парни занимались клиентской поддержкой и в качестве базы данных использовали отзывы, размещенные на разных ресурсах – GoogleMaps, Booking, Airbnb и др. Это огромные объемы информации, но они есть и с ними можно работать.
..И почему мы этого пока что не получим
У нас же такой базы нет и собрать ее просто негде. Вы где-нибудь встречали в большом объеме кейсы, примеры успешных переговоров, удачные коммуникативные речевые модули? Мы – нет. Вряд ли несколько фрагментов фильмов, разбор ситуаций в тренерских группах может отвечать требованиям нейросети.
Кроме того, существует еще одна сложность. Люди говорят и пишут по-разному. У каждого свой стиль изложения мыслей. Кто-то более грамотный, кто-то чуть менее. У кого-то речь более чистая, кто-то использует много сленговых словечек, канцеляризмов или англицизмов. Это все усложняет для нейросети обработку данных. Плюс интонация, эмоции, темп и тембр речи. Машине пока еще сложно понять иронию и сарказм.
Плюс дополнительные сложности накладывает великий и могучий русский язык. Его слова с одним корнем могут менять смысл до неузнаваемости. Суффиксы, приставки, падежи – кошмар для иностранцев и нейросети. Есть и части слов, которые важны для построения производных, но о них почему-то не рассказывают в школе. А уж про использование сложносочиненных и сложноподчиненных предложений я вообще молчу.
Так что, друзья и коллеги! Создание бизнес-симуляций на основе искусственного интеллекта – вопрос не ближайшего будущего, как бы нам этого не хотелось!