Главная / Развитие персонала / Равный обучает равного: как обучить сотрудников своими силами

Равный обучает равного: как обучить сотрудников своими силами

Равный обучает равного: как обучить сотрудников своими силами

Равный обучает равного как обучить сотрудников своими силамиЧтобы оставаться на плаву в море, кишащем акулами-конкурентами, компания должна позаботиться о высокой жизнеспособности своих сотрудников. Что для этого необходимо?  Развивать таланты, повышать квалификацию, одним словом – учиться. Желательно всю жизнь.

Цель прекрасная и правильная. Но что делать, если компания небольшая, и затраты на стороннее обучение не вписываются в скромный бюджет? Отказываться от роста? Добровольно сдаться на растерзание акулам? Нет! Решение есть, и оно гораздо ближе, чем вам кажется: сидит в соседнем с вами офисе, стучит по клавиатуре, разбирает документы, доделывает проекты. Ваш спасательный круг – это ваши работники. Поговорим о системе обучения “равный обучает равного”.

Цели внутреннего обучения

Внутреннее обучение – это не только хороший способ сохранить бюджет. Да, такой подход не требует серьезных материальных вложений, но благодаря ему можно преследовать еще несколько важных целей:

      1. Обучение друг друга развивает не только персонал, но и самого тренера-менеджера. Помните школьный принцип “Чтобы лучше в чем-то разбираться – начни это объяснять другим”? Здесь работает то же правило.
      2. Можно так же вспомнить, как на школьных переменках вы выручали товарищей (или выручали вас), давая списать домашнее прямо перед уроком. Сами того не осознавая, вы улучшали межличностные отношения между собой и одноклассниками. Ситуация в компании отличается лишь отсутствием учителей, которые такого метода не одобряли 🙂
      3. Сотрудники в неформальной обстановке лучше узнают друг друга с разных сторон. Такое обучение становится своеобразным тимбилдингом. Это укрепляет коллектив и уменьшает текучесть кадров.

Обучение, организованное самими сотрудниками, помимо новых знаний, умений и навыков, несет в себе еще и развитие определенных качеств: профессионализма, самостоятельности в принятии решений, ответственности.

Подготовка внутренних семинаров

Какие темы для семинаров вызывают наибольший резонанс среди сотрудников? Проведите опрос, а затем ранжируйте результаты. Примеры тем:

    • Тайм-менеджмент;
    • Развитие креативности и гибкости мышления;
    • Овладение новыми креативными методиками;
    • Грамотное планирование рабочих процессов;
    • Ситуативное лидерство;
    • Предотвращение профессионального выгорания;
    • Методы эффективной коммуникации с коллегами / начальством / клиентами;
    • Повышение уверенности в своих профессиональных силах;
    • Работа в стрессовом режиме и способы уменьшения влияния стресса на организм;
    • Сохранение работоспособности и концентрации на задаче;
    • Умение работать в команде;
    • Умение конструктивно критиковать и прорабатывать критику.

Разобрались с тем, что болит сильнее всего? Отлично, это уже половина дела! Теперь распределите между отделами кто за какой семинар отвечает. После этого переходите к составлению расписания семинаров: с помощью рассылки определите наиболее удобное время среди сотрудников для обучения. Как показывает практика, согласовать даты и время – одна из самых трудных задач. Не поленитесь тщательно продумать этот вопрос, иначе все силы на организацию учебы будут потрачены зря. Кому нужны уроки с пустыми партами без учеников?

5 шагов реализации семинара от коллеги для коллег

Продумать тренинг удобнее всего, опираясь на алгоритм, состоящий из 6 шагов:

    1. Почему нам необходимо научиться это делать? Приведите реальные жизненные примеры, когда отсутствие нужного навыка осложнило ваш рабочий процесс.
    2. Как вы обходились без нужных навыков, знаний и умений? Каким образом выполняли задачу и насколько долго? Ответьте на эти вопросы.
    3. Как я это делаю? Тренинг-менеджер показывает на своем примере, как он справляется с той или иной работой.
    4. Как нам это сделать? Менеджер выполняет работу вместе с группой.
    5. Как у нас это получается сейчас? Группа выполняет задание без менеджера. Менеджер контролирует процесс выполнения, вмешиваясь только по мере необходимости.
    6. Как человек выполнит задание самостоятельно? Идет самостоятельная отработка навыка работником.

Напоследок – небольшое напоминание о том, что все и так знают, но почему-то не всегда выполняют:

    • Следите за тем, чтобы вспомогательный материал (презентации, раздаточные рабочие тетради) был качественным: внятным, удобным и легким для восприятия.
    • Настройте для сотрудников систему оповещений о занятиях: когда, во сколько, где, продолжительность, какая тема.
    • Тренер-менеджер должен быть готов к тому, что материал может быть не сразу усвоен учащимися. Это так называемое проклятие знания, когда знающему человеку трудно принять, что что-то в его словах может быть непонятным. Будьте терпеливы.
    • Пункт, вытекающий из предыдущего: ошибкам учащихся – зеленый свет. Ошибаться нормально. Главное – вовремя указать, где нужно исправиться.
    • Очень важен настрой, с которым семинар проводится или слушается. Не забывайте задавать вопросы и аудитории, и тренеру.
    • Не забывайте об обратной связи. Вы улучшите систему внутреннего обучения в разы, прислушиваясь к пожеланиям и замечаниям как со стороны аудитории, так и тренера.

Успехов!

Читайте также:
Вверх