Равный обучает равного: как обучить сотрудников своими силами
Чтобы оставаться на плаву в море, кишащем акулами-конкурентами, компания должна позаботиться о высокой жизнеспособности своих сотрудников. Что для этого необходимо? Развивать таланты, повышать квалификацию, одним словом – учиться. Желательно всю жизнь.
Цель прекрасная и правильная. Но что делать, если компания небольшая, и затраты на стороннее обучение не вписываются в скромный бюджет? Отказываться от роста? Добровольно сдаться на растерзание акулам? Нет! Решение есть, и оно гораздо ближе, чем вам кажется: сидит в соседнем с вами офисе, стучит по клавиатуре, разбирает документы, доделывает проекты. Ваш спасательный круг – это ваши работники. Поговорим о системе обучения “равный обучает равного”.
Цели внутреннего обучения
Внутреннее обучение – это не только хороший способ сохранить бюджет. Да, такой подход не требует серьезных материальных вложений, но благодаря ему можно преследовать еще несколько важных целей:
-
-
- Обучение друг друга развивает не только персонал, но и самого тренера-менеджера. Помните школьный принцип “Чтобы лучше в чем-то разбираться – начни это объяснять другим”? Здесь работает то же правило.
- Можно так же вспомнить, как на школьных переменках вы выручали товарищей (или выручали вас), давая списать домашнее прямо перед уроком. Сами того не осознавая, вы улучшали межличностные отношения между собой и одноклассниками. Ситуация в компании отличается лишь отсутствием учителей, которые такого метода не одобряли 🙂
- Сотрудники в неформальной обстановке лучше узнают друг друга с разных сторон. Такое обучение становится своеобразным тимбилдингом. Это укрепляет коллектив и уменьшает текучесть кадров.
-
Обучение, организованное самими сотрудниками, помимо новых знаний, умений и навыков, несет в себе еще и развитие определенных качеств: профессионализма, самостоятельности в принятии решений, ответственности.
Подготовка внутренних семинаров
Какие темы для семинаров вызывают наибольший резонанс среди сотрудников? Проведите опрос, а затем ранжируйте результаты. Примеры тем:
-
- Тайм-менеджмент;
- Развитие креативности и гибкости мышления;
- Овладение новыми креативными методиками;
- Грамотное планирование рабочих процессов;
- Ситуативное лидерство;
- Предотвращение профессионального выгорания;
- Методы эффективной коммуникации с коллегами / начальством / клиентами;
- Повышение уверенности в своих профессиональных силах;
- Работа в стрессовом режиме и способы уменьшения влияния стресса на организм;
- Сохранение работоспособности и концентрации на задаче;
- Умение работать в команде;
- Умение конструктивно критиковать и прорабатывать критику.
Разобрались с тем, что болит сильнее всего? Отлично, это уже половина дела! Теперь распределите между отделами кто за какой семинар отвечает. После этого переходите к составлению расписания семинаров: с помощью рассылки определите наиболее удобное время среди сотрудников для обучения. Как показывает практика, согласовать даты и время – одна из самых трудных задач. Не поленитесь тщательно продумать этот вопрос, иначе все силы на организацию учебы будут потрачены зря. Кому нужны уроки с пустыми партами без учеников?
5 шагов реализации семинара от коллеги для коллег
Продумать тренинг удобнее всего, опираясь на алгоритм, состоящий из 6 шагов:
-
- Почему нам необходимо научиться это делать? Приведите реальные жизненные примеры, когда отсутствие нужного навыка осложнило ваш рабочий процесс.
- Как вы обходились без нужных навыков, знаний и умений? Каким образом выполняли задачу и насколько долго? Ответьте на эти вопросы.
- Как я это делаю? Тренинг-менеджер показывает на своем примере, как он справляется с той или иной работой.
- Как нам это сделать? Менеджер выполняет работу вместе с группой.
- Как у нас это получается сейчас? Группа выполняет задание без менеджера. Менеджер контролирует процесс выполнения, вмешиваясь только по мере необходимости.
- Как человек выполнит задание самостоятельно? Идет самостоятельная отработка навыка работником.
Напоследок – небольшое напоминание о том, что все и так знают, но почему-то не всегда выполняют:
-
- Следите за тем, чтобы вспомогательный материал (презентации, раздаточные рабочие тетради) был качественным: внятным, удобным и легким для восприятия.
- Настройте для сотрудников систему оповещений о занятиях: когда, во сколько, где, продолжительность, какая тема.
- Тренер-менеджер должен быть готов к тому, что материал может быть не сразу усвоен учащимися. Это так называемое проклятие знания, когда знающему человеку трудно принять, что что-то в его словах может быть непонятным. Будьте терпеливы.
- Пункт, вытекающий из предыдущего: ошибкам учащихся – зеленый свет. Ошибаться нормально. Главное – вовремя указать, где нужно исправиться.
- Очень важен настрой, с которым семинар проводится или слушается. Не забывайте задавать вопросы и аудитории, и тренеру.
- Не забывайте об обратной связи. Вы улучшите систему внутреннего обучения в разы, прислушиваясь к пожеланиям и замечаниям как со стороны аудитории, так и тренера.
Успехов!