Главная / Развитие персонала / 7 вариантов эффективного корпоративного обучения в 2019

7 вариантов эффективного корпоративного обучения в 2019

7 вариантов эффективного корпоративного обучения в 2019

7 вариантов эффективного корпоративного обучения в 2019Половина января уже позади, а вы всё еще не знакомы с новыми трендами корпоративного обучения? Тогда мы, как говорится, идём к вам.

История корпоративного обучения становится интереснее из года в год. Казалось, только недавно компании начали внедрять геймификацию в рабочие процессы, но на сегодняшний день это уже не считается чем-то абсолютно новым и неизведанным. В 2019 году тренды продолжают традиции года предыдущего, но вместе с тем пошли еще дальше.

Если не хотите отставать от конкурентов, то на вооружение вам предстоит взять VR и AR-технологии, а также системы искусственного интеллекта (ИИ). Научитесь снимать качественные обучающие видео и делать мобильные приложения. При этом не забывайте, что обучение должно быть дозированным и осмысленным. И помните, что обучать следует не только рядового сотрудника, но и его руководителя.

1. Присмотритесь к VR-технологиям

Первый и самый интересный тренд — это использование технологий VR — виртуальной реальности. Строго говоря, тренд не новый: ряд компаний (Wallmart, Burger King, РЖД) уже ввели их в свои программы по обучению персонала.

Чтобы понять, чем хороша VR, представьте себя на уроке астрономии в школе. Что может быть интереснее, чем изучать космос? И вот перед вами учебник с картой звёздного неба. Но вы видите только небольшую плоскую черно-белую картинку, к тому же не слишком понятную… Надолго ли она вас увлечет?

А теперь вспомните поход в планетарий (если никогда не были — вот пример). Под куполом — настоящее космическое пространство. Картинка объемная, цветная, со звуком и научными пояснениями. Ощущаешь себя как минимум участником событий космических масштабов!

VR ближе к планетарию по ощущениям, но в разы меньше планетарного купола — часто это просто специальные очки или шлем. Технологии виртуальной реальности могут погрузить вас в любой процесс, аналогичный реальному. Плюс, они полностью исключают возможность отвлечься на звонок, сигарету, коллегу или входящее письмо.

Кому полезны такие тренажеры? Тем, чей бизнес связан с большим риском потерь человеческих, производственных и финансовых ресурсов. Например, так продавцы огромных гипермаркетов учатся обслуживать клиентов быстро и качественно в Черную пятницу. Нефтедобытчики-новички знакомятся с процессом добычи нефти, а работники шахт тренируются действовать в режиме ЧС. В KFC учатся обжаривать курицу 🙂

Вам точно пригодится VR, если:

    • статья расходов на обучение персонала — одна из самых крупных и постоянно растущих в вашей компании;
    • от обучения и квалификации узких специалистов зависит стабильность и надежность компании;
    • вам жизненно необходим быстрый и качественный процесс адаптации новых работников;
    • вам выгоднее оцифровать практические навыки, чем каждый раз тратить на это человеческие ресурсы.
2. Но лучше начните с AR

Тем не менее, не каждой компании необходимы технологии виртуальной реальности в полном объеме. Это дорого и на создание качественного контента для вашего корпоративного обучения уйдут месяцы.

Если хотите идти в ногу со временем, но при этом не хотите тратить на это годовой бюджет, присмотритесь к AR — дополненной реальности (от англ. Augmented Reality). Эта технология доступнее по цене и легко уживется с другими приложениями в вашем смартфоне. Яркий пример использования AR — игра Pokemon Go.

3. Делайте качественный видео-контент

Еще один тренд в корпоративном обучении — ставка на качественные обучающие видео. Записав пошаговые инструкции к тому или иному процессу, можно обучить человека практически всему: от настройки e-mail рассылок до японской каллиграфии.

Видео-контент воспринимать проще и легче (посмотрите, какой упор на видео делает инстаграм в последнее время), поэтому есть смысл записать качественный курс для молодых специалистов компании. Как минимум, в таком формате можно рассказать об истории компании, её правилах и традициях, идеальном распорядке рабочего дня сотрудника и провести экскурсию в труднодоступные отделы.

С помощью видео можно сформировать целую базу знаний, доступ к которой будут иметь все сотрудники фирмы. Если вы знаете, что какая-то проблема иногда возникает и её периодически нужно устранять — запишите пошаговое видео. Во-первых, это избавит вас от необходимости отвлекаться от текущей работы. Во-вторых — видео можно смотреть столько раз, сколько необходимо, и ничьи нервы от этого не пострадают. В-третьих, визуально информация воспринимается лучше.

4. Подключайте к обучению приложения на смартфоне

Если самая частая отговорка, которую вы слышите или произносите сами — это пресловутое «нет времени», то есть смысл задуматься над обучающим мобильным приложением. Все мы знаем, что смартфон — это логичное продолжение руки, и можно одновременно держать ложку с вилкой и проходить уровень в мобильной игрушке.

Внесите в приложение элементы геймификации — и это заменит работникам игры на телефоне в обеденное время. Подсмотреть игровую механику можно у таких приложений, как DuoLingo. Можно пойти простым путём — составить в приложении тесты и давать за правильные ответы монетки. Так, например, работает официальное приложение «Экзамен ПДД: билеты ГИБДД» в России.

5. Доверьте часть работы искусственному интеллекту

Тема чат-ботов тоже значительно нашумела в 2018 году. Чат-ботами обзавелись многие компании: от сервисов экспресс-доставки документов до отелей и банков.

Как искусственные помощники могут быть полезны в ходе корпоративного обучения? В их системе заранее заложены все ответы на интересующие человека вопросы. Так работник-новичок, принятый на стажировку полчаса назад, может мгновенно получить всю информацию, какую только пожелает. При этом ему нет необходимости отвлекать кого-либо — хотя, конечно, систему наставничества никто не отменял.

Чат-бот может порекомендовать прочесть книги в соответствии с запросом, записать человека на курс, перенаправить на живого специалиста, если возникла потребность.

6. Давайте информацию дозировано

На сколько рассылок вы подписаны? А сколько из них предлагают вам пройти тот или иной курс? Над сколькими вы задумываетесь «А что, было бы неплохо уметь еще и это»? А сколько вкладок со статьями у вас открыто одновременно? Ух, да вы подсели на информационную иглу!

Новая интересная и/или эмоционально окрашенная информация вызывает у человека такой же кайф, как и пирожное к чаю. Поэтому людей, которые страстно любят учиться, великое множество. При этом совершенно неважно, любил ли человек учебу в школе.

Стремление знать всё и сразу похвально. Однако, возвращаясь к аналогии с обеденным десертом, помните: съесть одно пирожное — это ок, но два и больше — уже не очень. Нам будет тяжело. Возможен и обратный эффект: когда вы больше смотреть не можете на пирожные, а вам говорят — ну что ты, съешь еще этих французских булок да выпей чаю!

С приходом тех же VR и AR в обучении может произойти перенасыщение информацией. Голова получает двойной информационный удар: сначала надо разобраться, как работает эта самая технология (просто надеть VR-шлем будет недостаточно), а потом еще и воспринять и запомнить всё, что шлем покажет.

Вывод: не грузите себя и своих работников во время корпоративного обучения бесконечным потоком новой информации.

7. Учатся все!

Если вы привыкли обучать только персонал, рекомендуем пересмотреть такой подход. Руководителям обучение и повышение квалификации так же необходимо, как и рядовому сотруднику.

Что можно развить человеку, который достиг в профессиональной сфере всех мыслимых вершин? Возможно, управляющий свечным заводиком знает всё о свечах. А много ли он знает о том, как эффективнее общаться с работниками, которые эти свечи делают? Заняться развитием soft skills никогда не поздно.

Возможно, руководители не сразу оценят нововведение — вновь, как в школе, делать ошибки, признавать их и исправлять еще никому удовольствия не доставляло. Но время идёт, знания теряют актуальность, подходы к управлению устаревают. Донесите до управленцев, что большей ошибкой будет оставаться на том же месте.

Читайте также:
Вверх