100 идей за 10 минут: техника брейнрайтинга
Техника брейнрайтинга (англ. brainwriting) – одна из разновидностей мозгового штурма, но с бóльшим уклоном в индивидуальную работу. Технику оценят участники, которые обычно неохотно делятся своими идеями с аудиторией. Впрочем, экстраверты так же не останутся в стороне: в конце игры идеи обсуждаются полным составом рабочей группы. Еще один плюс техники – это скорость генерирования идей. За 10 минут группа из 10 человек способна собрать сотню решений. Неплохо, да? Подробнее о брейнрайтинге – ниже.
Цель брейнрайтинга
Брейнрайтинг, если по-русски – это перекрестная запись идей. Согласитесь, зачастую лучшая идея – это компиляция из нескольких прозвучавших тезисов. Одна голова хорошо, а несколько – это уже идейный Мегатрон 🙂
Количество игроков
От 5 до 15 человек.
Продолжительность игры
30-45 минут.
Методика
- Определите тему, которую нужно развить. Набросайте на флипчарте/доске/стене иллюстрации к теме. Визуализация – это всегда хорошо.
- Раздайте игрокам по несколько листов бумаги. Попросите их записать пришедшие в голову мысли по обсуждаемой теме.
- После каждый участник передает свой листок соседу справа.
- Теперь листок соседа – это база и вдохновение игрока для новых идей. Участники записывают свои идеи в листок соседа, основываясь на том, что уже написано.
- Записали? Снова просим передать листок направо.
- Проводим игру до тех пор, пока все листы не вернутся к первым владельцам. В итоге у группы на руках несколько наборов идей.
- Возвращаемся к иллюстрации. Прикрепите все идейные листы рядом с ней.
- Попросите группу подойти и прочитать все получившиеся решения. Всё, что им понравится больше остального, пусть отмечают звёздочкой.
- Отмеченные идеи обсуждаются в группе всем рабочим составом.
Почему это лучше мозгового штурма?
В идеале, лучше совмещать техники брейнрайтинга и мозгового штурма. Брейнрайтинг дает идеи, мозговой штурм развивает наиболее удачные из предложенных. Но на последнем люди часто начинают скучать и выдавать посредственные решения. В мозговом штурме участвует руководитель? Вероятнее всего, именно он получит поддержку большинства участников. К тому же, при мозговом штурме велик риск зациклиться на первом удачном решении проблемы, игнорируя другие жизнеспособные идеи.
Несколько рекомендаций к игре
- Заранее объявите, что первая часть игры проходит в тишине. Интроверты вас поблагодарят.
- Это редкий случай, когда важно количество, а не качество идей. Скажите это участникам, пусть не стесняются выдавать самые странные, глупые, невероятные мысли. Бумага всё стерпит.
- Третий пункт можно варьировать. Например, дайте возможность работать не только головой, но и руками: пусть участники складывают из своих листов самолетики и отправляют их тому, кому хочется.
- Перед игрой попросите участников вспомнить их самую большую неудачу за последние полгода. Экспериментом подтверждено, что это стимулирует работу мозга самым лучшим образом – идеи будут неожиданнее и оригинальнее.
- Замечено, что стоя люди генерируют идеи лучше, чем сидя.
- Данная техника лучше всего работает там, где к поиску новых идей привлечены люди, занятые в различных областях деятельности компании.