Делегирование: плюсы и минусы
У делегирования, как и у любого другого инструмента управления есть свои плюсы и минусы. Каждому руководителю необходимо научиться им грамотно пользоваться, чтобы избежать серьезных проблем в компании.
Делегирование – это всегда передача управленческих задач, управленческих функций, полномочий и ответственности от руководителя компании своим сотрудникам. И если в процессе делегирования произошли какие-то серьезные нарушения, виноваты в них, в первую очередь, сами делегирующие.
Тем не менее, следует помнить, что делегирование – это всегда двусторонний процесс, который затрагивает и руководителя, и его подчиненных. И рассматривать плюсы и минусы этого процесса нужно рассматривать с позиции этих двух сторон.
Плюсы делегирования для руководителя
-
- «Приближает» управленческое решение к «точке» возникновения проблемы (задачи);
- Развивает и обучает сотрудников;
- Формирует команду и выявляет управленческий резерв;
- Дает возможность более качественно решать стратегические задачи;
- Экономит силы и время для решения наиболее важных задач;
- Развивает управленческие (в т.ч. лидерские) навыки руководителя;
- Позволяет достичь высокого уровни культуры управления в организации;
- Получение лучшего результата за счет применения экспертных знаний сотрудника;
- Мотивация сотрудника за счет постановки интересных, ответственных и разнообразных задач;
- Повышение лояльности сотрудников к компании и руководителю за счет достижения «включенности работников» и понимания ими задач более высокого уровня.
Минусы делегирования для руководителя
-
- Недоверие к подчиненным, нежелание делегировать;
- Привычка делать все самому, уверенность лишь в своей правоте («консерватор»);
- Незнание техники делегирования;
- Боязнь потерять контроль, авторитет, власть, статус, «воспитать конкурентов»;
- «Двойное делегирование»;
- Негативный прошлый опыт делегирования (нечеткие задачи, слабый контроль, «обратное делегирование», конфликты и т.п.)
Плюсы делегирования для сотрудников
-
- Обеспечивает разнообразие работы, новый интересный опыт;
- Дает возможность проявить себя, показать, на что способен; обучаться, расти, становиться более компетентными;
- Укрепляет отношения с руководством и коллегии;
- Развивает навыки руководства;
- Повышает мотивацию, удовлетворенность работой (при успешном решении сложных делегированных задач);
- Предоставляет базу для карьерного роста, возможность показать свои силы, способности, «заявить о себе»
Минусы делегирования для сотрудников
-
- Пассивность, привычка быть исполнителем, боязнь брать ответственность;
- Нехватка информации, знаний, опыта, навыков, компетентности в целом;
- Страх последствий (наказаний, психологического давления, моральных санкций и др.);
- Отсутствие мотивации (в тон числе дополнительной) выполнения делегированной задачи;
- Общий низкий уровень мотивации труда, неудовлетворенность работой в силу многих факторов;
- Перегруженность работой;
- «Делегирование-клеймо»;
- «Фальшивое делегирование»
Чтобы нивелировать существующие в делегировании компании проблемы, рекомендуем советоваться у более опытных коллег или привлекать внешних консультантов.
Купить Donskih Games: The Boss
Главное помните, что не стоит замахиваться сразу на безупречную систему делегирования, в которой все было бы учтено и работало, как часы. Это что-то из области фантастики.
Далее, очень важно перед делегированием спрогнозировать возможные риски. Проанализируйте весь рабочий процесс, вспомните, какие совершали ошибки вы, когда только начинали работать, какие «проколы» вероятны в деятельности вашего сотрудника.
Опираться на народную мудрость «захочет жить – выплывет» просто экономически невыгодно: пока сотрудник будет выплывать, вы будете нести убытки.
Будьте вдвойне аккуратными и осторожными при передаче управленческих полномочий, а некоторые полномочия нельзя делегировать в принципе…
Главное правило делегирования – оно должно быть действительно необходимо. Не стоит делегировать, если истинный мотив – «спихнуть» с себя ответственность: это не переход к более эффективному управлению, а фиаско руководителя.