Наставничество
Наставничество – один из самых действенных инструментов управления развитием персонала, особенно в условиях высокой текучести, дефицита кадров и ускоряющихся изменений. Это не “добровольная помощь новичкам”, а системная практика, способная сократить время адаптации. Сохранить критически важные знания, усилить вовлеченность сотрудников. И, что очень важно, обеспечить воспроизводство компетенций внутри компании.
Для бизнеса – это возможность трансляции ценностей и стандартов, ускоренного включения сотрудников в работу, снижения издержек на адаптацию и обучение. Наставники получают признание экспертности, профессиональный рост и развитие новых компетенций. Подопечные – безопасное и осмысленное вхождение в рабочую среду, быстрое освоение задач, формирование устойчивости и профессиональной уверенности.
Наставничество может быть как точечной мерой, так и частью стратегии. Результат зависит от того, насколько осознанно и грамотно выстроена система: есть ли у наставников инструменты, понимают ли подопечные свою роль, встроено ли наставничество в HR-процессы, поддерживается ли оно культурой компании.
Чтобы наставничество действительно работало – его нужно проектировать как систему: с понятными целями, обученными наставниками, включенными подопечными и поддержкой со стороны бизнеса. Мы помогаем компаниям осмыслить и выстроить такую систему с нуля или обновить уже существующую. Ниже – ключевые направления по наставничеству, с которыми мы работаем. Они охватывают весь цикл – от стратегического проектирования и архитектуры системы до развития конкретных ролей и инструментов участников. Вы можете выбрать любое из актуальных для вас направлений или последовательно проработать их все.
СТРАТЕГИЯ, АРХИТЕКТУРА И КУЛЬТУРНЫЙ КОД НАСТАВНИЧЕСТВА
Как связать наставничество со стратегией компании, корпоративной культурой и HR-процессами? Как построить систему, которая работает на рост людей и бизнеса?
Что рассматриваем:
-
- Цели и стратегическая ценность наставничества
- Роль наставничества в управлении знаниями и адаптации
- Как встроить наставничество в культуру компании
- Отношения “наставник – подопечный – система”
- KPI и критерии эффективности
- Связь с HR-процессами и управленческим контуром
- Ошибки, которые мешают наставничеству работать
Результат:
У компании появляется целостное понимание, зачем и как запускать наставничество. Формируется архитектура системы, понятная всем участникам. Выявляются культурные и организационные барьеры, и появляется дорожная карта для внедрения или обновления системы под задачи бизнеса.
НАСТАВНИК КАК ВЕДУЩАЯ ФИГУРА СИСТЕМЫ
Наставник – не просто “старший по опыту”. Он работает с живыми людьми, в условиях неопределенности, эмоциональных и профессиональных нагрузок. Как отобрать, обучить и поддержать наставников?
Что рассматриваем:
-
- Кто может быть наставником: критерии отбора
- Компетенции наставника: от техники до soft skills
- Мотивация наставников и работа с сопротивлением
- Как поддерживать наставника и предотвращать выгорание
- Наставник как носитель культуры и ценностей
- Форматы поддержки: сообщество, супервизия, инструменты
- Разбор типичных возражений: “мне некогда”, “не мое”, “не понимаю, как” и др.
Результат:
Компания формирует и развивает пул наставников, способных не просто передавать знания, но и вовлекать, мотивировать, выстраивать партнерские отношения. Наставники чувствуют себя поддержанными, уверенными в роли, понимают, как справляться с трудными ситуациями и находят смысл в своей работе.
КАК УЧАТСЯ ВЗРОСЛЫЕ: МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ДЛЯ НАСТАВНИКОВ
Чтобы передавать знания – мало просто знать. Наставник должен понимать, как учатся взрослые, какие подходы работают, как подбирать формат под конкретного подопечного.
Что рассматриваем:
-
- Принципы обучения взрослых: андрогогика в практике
- Как взрослые усваивают опыт и что мешает обучению
- Подходы к обучению “в работе” (on-the-job)
- Как структурировать передачу знаний: от объяснения к действию
- Методы: инструктаж, коучинговые вопросы, обратная связь, рефлексия
- Работа с ошибками и сопротивлением обучающегося
- Индивидуальный подход: адаптация под разные стили мышления
Результат:
Наставники получают набор методик и инструментов, позволяющих эффективно обучать коллег. Они начинают осознанно выстраивать процесс обучения, видеть его этапы и корректировать поведение в зависимости от реакции подопечного. Это снимает тревогу и делает передачу знаний гораздо более точной и результативной.
ПОДОПЕЧНЫЙ: ВКЛЮЧЕННОСТЬ, МОТИВАЦИЯ, РОСТ
Не каждый новичок готов учиться. Не каждый понимает, зачем ему наставник. Чтобы наставничество сработало, подопечный должен быть активной стороной процесса.
Что рассматриваем:
-
- Роль подопечного в наставничестве
- Мотивация: как сформировать интерес и осознанность
- Работа с возражениями и пассивностью
- Индивидуальный план развития (ИПР) и его использование
- Как проводить вводные встречи, как сопровождать
- Как подопечные получают и дают обратную связь
- Наставничество как социальная адаптация и включенность
Результат:
Участники процесса (включая HR и наставников) начинают работать с подопечными как с полноценными участниками, а не “объектами обучения”. Подопечные становятся более активными, быстрее включаются в задачи, готовы принимать ответственность за свое развитие. Наставничество превращается в диалог, а не в одностороннюю передачу.
Форматы реализации
Каждое направление по наставничеству может быть реализовано в разных форматах:
-
- Тренинги (продолжительность 1-2 дня и/или модульные)
- Онлайн-курсы (видеоуроки, домашние задания с обратной связью, разбор кейсов, поддержка в телеграм-чате, ответы на вопросы)
- Стратегические и проектные сессии для команды внедрения и HR
- Мастер-классы и воркшопы по конкретным темам (мотивация, работа с возражениями, обучение взрослых и т.д.)
- Консалтинговое сопровождение (диагностика, проектирование, запуск, пилот, оценка)
- Разработка внутрикорпоративных программ под ключ с методической базой, сопровождением и обучением внутренних экспертов
- Внедрение настольного тренажера The Mentor (стратегический уровень – проектирование и редизайн системы наставничества; тактический уровень – обучение и развитие наставников)
В зависимости от вашего запроса, масштабов компании, целей и задач, количества участников, имеющихся ресурсов и т.п. можно подобрать оптимальный вариант.
Если вас заинтересовало конкретное направление по наставничеству из перечисленных выше, то заполните, пожалуйста, форму обратной связи. Напишите свой запрос и предполагаемый формат обучающего мероприятия. Мы обязательно свяжемся с вами, обсудим все организационные вопросы и подготовим подробную программу.