Форматы проведения стратегических сессий в 2023-24 гг.
Согласно исследованиям, 66% российских компаний проводят стратегические сессии 1-2 раза в год. Еще 21%, чтобы держать руку на пульсе и гибко реагировать на происходящее, делают это 3-4 раза в год. В том числе во второй половине осени – начале зимы. Это традиционное время, когда компании подводят итоги и строят планы на будущее.
Причем, круг решаемых вопросов и, самое главное, ожидаемый результат определяют формат, который будет выбран для проведения стратегических сессий. Не существует единого подхода и универсального сценария. Каждая стратсессия проектируется, настраивается и проводится под конкретный запрос компании.
Одним нужно разработать стратегию и обеспечить ее единое понимание всеми участниками. Другим – мобилизовать и сплотить команду. Третьим – провести анализ факапов и понять, что нужно начать делать по-другому, чтобы такого больше не повторялось. По нашему опыту, самыми востребованными среди клиентов являются 4 формата: стратегия, ретроспектива, пересборка бизнес-модели и сонастройка команды.
1. Стратегия (стратегирование)
Этот формат помогает определить цели и приоритеты компании на следующий год, а также разработать план действий для достижения этих целей.
Участники сессии анализируют текущее состояние компании и определяют ключевые цели. Выявляют возможности для развития бизнеса, новые тренды и потенциальные риски. Строят стратегические и тактические планы. Подбирают инструменты для их реализации.
В таком формате можно:
-
- Подвести итоги года и создать план работы на 2024 год
- Разработать среднесрочную стратегию компании с горизонтом 1 – 3 года
- Разработать или обновить миссию и ценности компании и т.д.
2. Ретроспектива
Формат, позволяющий участникам сессии проанализировать действия и результаты работы компании за прошедший год. Выявить ошибки и сделать выводы из полученных уроков. Понять, что привело к успехам, а что является зоной роста.
Участники определяют, какие изменения необходимо внести в работу компании для улучшения её результатов. Что и как перестроить, чтобы повысить эффективность бизнес-процессов.
В ходе таких сессий можно:
-
- Разработать перестройку структуры компании
- Продумать свод внутренних принципов и правил
- Повысить качество взаимодействия внутри компании и др.
3. Пересборка бизнес-модели и пересмотр ценностного предложения
Помогает пересмотреть основные элементы бизнес-модели и изменить её структуру. Так, чтобы она лучше соответствовала новым требованиям рынка. Цель этого формата сессии – адаптация к изменениям внешней среды, определение новых способов генерации доходов, привлечения клиентов и создания конкурентных преимуществ.
Участники проводят анализ текущей бизнес-модели и ценностного предложения. Выявляют их слабые места и определяют возможности для улучшения. Находят новые источники для роста и развития компании. Разрабатывают новый план действий.
В результате проведения сессий в таком формате можно:
-
- Найти новые рынки и прорывные идеи для развития компании
- Запустить трансформационные изменения
- Обеспечить готовность компании к значимым изменениям в мире SHIVA
4. Сонастройка команды
Такой формат направлен на укрепление сотрудничества, повышение эффективности команды, улучшение коммуникации. Он способствует совместной работе участников, учитывая их различия и роли в достижении общих целей.
Участники анализируют текущее состояние команды и ее взаимодействие. Определяют сильные и слабые стороны, конфликтные ситуации. Обсуждают различные подходы к управлению командой. Находят способы интеграции различных стилей лидерства. И разрабатывают план действий для улучшения командной работы и достижения более высоких результатов.
Этот формат подходит, чтобы:
-
- Сплотить команду и повысить уровень доверия в ней
- Поднять уровень энергии участников команды, дать им импульс для достижения сложных целей
- Снизить сопротивление изменениям в команде и пр.
Как вы видите, нет готового и единого рецепта для всех компаний. Но есть варианты для выбора. В зависимости от решаемых задач и ожидаемых результатов можно использовать тот или иной формат проведения стратегической сессии.
Если вы планируете проведение стратегической сессии, то заполните, пожалуйста, форму обратной связи. И мы обязательно свяжемся с вами, все обсудим и подберем подходящий формат.