Фасилитация – модное слово или необходимость?
Статистика сайта говорит нам, что про фасилитацию спрашивают каждый день, да не по разу. Причем, порой, бывают такие своеобразные формулировки и запросы, что невольно поражаешься фантазии людей. Складывается впечатление, что фасилитация – “лекарство” от всех болезней для компании.
⠀
На самом деле, как вы понимаете, это не так. Как и любой другой инструмент, ее можно применять только в определённых случаях. В других она будет такой же бесполезной, как гвоздодёр в дамской сумочке. Хотя не спорим: дамы разные бывают 🙂
Когда нужна фасилитация
1. В компании выявлена серьезная проблема
⠀
Есть проблема, требующая пристального внимания со всех сторон, например:
-
- неэффективный процесс,
- клиент, желающий получить гарантии качества,
- проект, по которому превышен бюджет.
2. Решение не очевидно с первого взгляда
⠀
Очевидное решение будет внедряться сразу же. Для решений, не лежащих на поверхности, потребуется более глубокий анализ, а к работе над ними привлекается широкий круг специалистов.
⠀
3. Для успешного решения проблемы необходимо согласие всех заинтересованных лиц
⠀
Попробуйте дать решить дифференциальное уравнение глубокому гуманитарию и сказать, что теперь он будет решать их каждое утро. Почему? Потому что это – важно и нужно.
Почему важно, кому нужно? В чем смысл действия? Сотрудник подумает над уравнением минуту, вспомнит свою твёрдую тройку по алгебре и решит, что есть дела поважнее.
Если задачу не понимают и не принимают сотрудники компании, то реализовать ее будет крайне сложно, практически невозможно. Поэтому, прежде чем затевать какие-то преобразования, хорошо бы настроиться на одну волну с коллегами: донести до них смысл идеи на их языке, заручиться поддержкой. Тогда и принятые решения будут легче воплощаться в жизнь.
Как правило, для решения одной задачи требуется проводить несколько фасилитационных сессий. К этому тоже нужно быть готовым.
Когда не нужна фасилитация
1. Решение уже принято
⠀
Если собственник или топ-менеджер компании уже принял решение по определенному вопросу. Групповое обсуждение в этом случае – имитация бурной деятельности и напрасная трата времени. Проведите стандартное собрание и обсудите, как будет внедряться решение.
⠀
2. Ситуация и / или информация слишком сложны и / или конфиденциальны
⠀
Например, компания решила изменить пользовательский интерфейс внутренней корпоративной сети:
-
- провела несколько сессий,
- сняла запросы от сотрудников-пользователей,
- выявила, какие задачи должна решать обновленная система.
Всё! Дальше – сложная работа, поэтому отстаньте от обычных сотрудников на этом этапе. IT-подразделение разберётся самостоятельно: внесёт изменения, протестирует решения, подкорректирует нужное, уберёт лишнее.
Разработчики обсуждают с членами команды уже практически окончательный вариант.
⠀
3. Нет заинтересованности в общем решении или нет доверия друг к другу
⠀
Например, в компании стоит задача по сокращению затрат, в том числе и за счет увольнения части сотрудников. Выносить на фасилитационную сессию эту тему ни в коем случае нельзя – здесь каждый будет только сам за себя. А вот какие другие затраты можно оптимизировать, имеет смысл спросить у сотрудников.
⠀
4. Нет времени собраться вместе
⠀
Например, члены проектной команды слишком заняты и не все могут присутствовать на некоторых мероприятиях. Тогда руководитель команды может предложить прийти на встречу только тем, кто в данный момент свободен. Цель такой встречи – это получение новой информации. А вот ее обсуждение и принятие решения – это только совместный процесс, в котором задействованы все участники программы.
⠀
Фасилитация – очень важный и осознанный процесс. Она помогает прийти к согласию. Но бывают ситуации, когда она не нужна, преждевременна или просто лишняя.