Обучение персонала: главные правила
Как сформировать группу учащихся? Должен ли присутствовать на обучении руководитель? Каким должен быть стиль обучения? А что делать с мотивацией обучаемых? Делимся сводом правил, чтобы обучение персонала было максимально эффективным.
Интересы заказчиков тренинга – в приоритете
Именно компания заказывает и оплачивает обучение персонала, потому интересы компании – в приоритете. Отметим, что польза любого тренинга, мастер-класса и т.д. должна быть максимальной, а в идеале – незамедлительной.
Вдумчиво формируйте группу учащихся
Кого выгоднее обучить: сотрудников с развитым уровнем компетенций или общую массу со средним уровнем показателей? Опыт показывает, что лучше вкладываться в развитие первых – а за ними подтянутся менее талантливые, но прилежные сотрудники.
Модель Колба или деятельностный подход?
В зависимости от того, чего добивается компания, тренер может использовать 2 концепции:
-
- Модель Дэвида Колба. Участники получают определенный личный опыт, самостоятельно добывают теорию путем его осмысления, анализируют ошибки и на основе полученных выводов создают методы, которые затем внедряют в работу организации.
- Деятельностный подход. Участники получают готовые ориентировки от тренера и внедряют их в повседневную практику. Этап добывания теории и совершения ошибок при этом исключается.
Таким образом, необходимо определить, что компании важнее: качественная теоретическая база или набор готовых рабочих инструментов.
Нужен ли руководитель на обучении?
Присутствие руководителя на тренинге – вопрос неоднозначный. С одной стороны, он может не давать раскрыться сотрудникам и высказывать свои идеи и вопросы своодно. С другой – при спорных моментах, когда необходим внутренний корпоративный опыт, мнение руководителя может играть решающую роль.
Дозируйте информацию
Цель тренера – провести обучение персонала так, чтобы пользу получила компания. Иными словами, важно не перестараться, не “переучить” и члучайно не смотивировать вдохновленных сотрудников сменить место работы 🙂
Должно ли обучение вызывать эмоции?
Монотонная и скучная манера преподавания у многих вызовет ассоциации со скучными уроками в школе или нудными университетскими парами. Комбинируйте разные методы обучения: работу в парах, в группах, индивидуально. Чем больше эмоций получит сотрудник в ходе обучения, тем лучше закрепятся приобретенные им знания.
Перевод теории в практику
Одна из основных задач тренера – помочь перевести полученную сотрудниками теорию в реальные практические навыки.
Мотивация обучающихся – чья это забота?
Обеспечение мотивации формируется как внутри организации при составлении приглашений и отборе группы, так и руками тренера, который раскроет перспективы успешного прохождения тренинга по продажам, работе со сложными клиентами, развитию управленческих навыков и так далее.
Создайте атмосферу обучения
Удобные столы и стулья, продуманный кофе-брейк, качественные раздаточные материалы, раздача корпоративных блокнотов с символикой компании – все это настроит сотрудников на волну эффективного обучения.
Системный подход
Обучение персонала должно стать хорошей полезной привычкой компании. Залог успеха – в системности его проведения. В идеале организация должна иметь определенный план развития персонала, в котором прописано, что делается и к чему стремится корпорация, а также какие компетенции сотрудников нужно проработать. В этом плане будет прописана не только желаемая тематика обучения, но и задана частота занятий.