Как подготовиться к выступлению или презентации
Выступления и презентации стали неотъемлемой частью нашей профессиональной жизни. Чтобы все прошло гладко и вы получили тот эффект, на который рассчитываете, к выступлению или презентации нужно правильно подготовиться. Если упустить из виду хотя бы один из этапов подготовки, результат может быть плачевным.
При подготовке выступления (как и при выполнении любой другой важной задачи) необходимо задать себе три самых важных вопроса:
-
- Что я делаю?
- Для чего я это делаю?
- Как я это делаю?
Ответы на них помогут определить тему выступления или презентации, их цель, подтолкнут заняться подготовкой содержательной стороны речи (составлением плана, сбором материала, обдумыванием структуры речи).
Подготовка содержательной части выступления включает в себя:
-
- Выбор темы;
- Определение цели выступления / презентации;
- Составление рабочего плана;
- Сбор материалов;
- Структурирование выступления / презентации.
Тема выступления
На первом этапе подготовки речи нужно выбрать и уточнить тему выступления, т.е. четко и ясно сформулировать, о чем пойдет речь. Успех выступления закладывается уже в процессе правильной подготовки к нему и во многом зависит от вашего отношения и интереса к теме.
Цель выступления
Возможных целей и, соответственно, типов выступления или презентации достаточно много. Выделю две главные: информационная речь и агитационная. У информационной речи главная задача – поделиться каким-то знанием и заставить слушателя задуматься. Агитационная же речь всегда содержит в себе призыв к действию.
Подумайте над целью вашего доклада. Бывает, люди настолько радуются возможности выступить перед другими, что считают своей целью заслужить бурные аплодисменты слушателей или же просто вызвать у них зависть.
“Мой шеф просто откроет рот от восхищения!” – не цель вашего выступления. Простое стремление к успеху не тронет вашего начальника и не заставит клиентов купить вашу продукцию.
Цель вашего выступления или презентации может быть следующей:
-
- переубедить остальных и заставить их принять вашу точку зрения;
- передать свои знания и поделиться опытом;
- предложить свою помощь;
- дать отчет о чем-либо;
- пробудить интерес к новой продукции;
- попросить понимания при принятии какого-либо решения.
Далее важно представить себе то, что режиссер К.С. Станиславский называл «сверхзадачей выступления», т.е. представить себе идеальный исход: чего вы хотите добиться?
Например, при подготовке курсовой работы задача должна быть сформулирована так: «Защитить курсовую работу». А сверхзадача может быть следующей: «Написать работу, которая может стать основой диплома; написать работу, которая убедит преподавателя пригласить меня писать дипломную работу именно у него; написать работу, которая покажет, что в будущем автор достоин обучения в аспирантуре».
Почему цель так важна для нас?
Существует старая немецкая пословица: “Кто не знает, куда идет, – никогда не придет туда”. То же самое произойдет с вашей презентацией или докладом, если вы заранее не сформулируете цель для нее.
Только тот, кто поставил перед собой цель, может приводить аргументы и выстраивать структуру своего выступления. В противном же случае вы будете “производить” лишь отдельные, не подходящие друг другу кусочки мозаики, и ваши слушатели не смогут “собрать” из них общую картину сказанного.
Рабочий план
Третий шаг подготовки к выступлению – составление предварительного рабочего плана. Это именно план подготовки, а не план самого выступления. Рабочий план подчиняется собственной логике. Он прямолинеен, в нем еще нет интриги, завязки, деталей.
План состоит из 5–6 главных вопросов, которые вы хотели бы осветить в своем выступлении. Его можно корректировать и дополнять в процессе работы.
Отбор и систематизация материала
Возможно, вы немного волнуетесь из-за того, что не можете собрать достаточно материала для своей темы? Ваши беспокойства излишни, потому как, во-первых, какие-то профессиональные вещи не так-то сложно найти, а, во-вторых, вы сами благодаря своему опыту и знаниям являетесь замечательным источником информации.
Существует несколько секретов, которые могут значительно облегчить работу на этом этапе.
Первое, что нужно иметь в виду: сбор материала – это не сбор информации. Это не столько чтение книг, сколько вынашивание собственных мыслей по поводу данной темы. Поэтому нельзя оставлять сбор информации на последние один – два дня.
На этапе сбора материала необходимо стараться думать о своей теме не только садясь за рабочий стол, а везде: в транспорте, на прогулке – где угодно. При этом очень полезно все приходящие в голову мысли записывать. Где именно записывать, каждый выбирает сам, и во многом это зависит от организованности человека. Мысль, своевременно не записанная, утеряна навсегда.
Чтобы выступление получилось содержательным, лучше использовать не один источник материала, а несколько.
Источники материала подразделяются на группы:
1. Непосредственные – материал, который вы добыли из жизни путем наблюдений, и из собственного опыта:
-
- знания, практика;
- личные контакты, беседы, интервью;
- воображение – мысленное создание новых картин, образов, проектов на основе прошлого опыта с элементами творчества.
2. Опосредованные:
-
- официальные документы:
- научная и научно – популярная литература;
- художественная литература;
- статьи газет и журналов;
- передачи радио и телевидения;
- справочная литература: энциклопедии, словари;
- результаты социологических опросов.
Помните, что «живой» личный опыт всегда хорошо воспринимается слушателями, он убедителен и ему верят.
Структура выступления / презентации
Аудитория только тогда будет с интересом следить за вашим выступлением, когда она знает и понимает его “сценарий”. Для этого вы должны выверить и систематизировать содержание своего выступления или презентации. Таким образом, вы сможете составить четкий и разумный план своего выступления, где есть вступление, основная часть и заключение.