Проблемы при внедрении системы наставничества
При внедрении системы наставничества неизбежно возникает ряд проблем, которые следует учесть еще на этапе разработки системы наставничества. От того, насколько внимательно HR-отдел и руководители компании отнесутся к подготовительной работе зависит успех всего начинания.
В противном случае, компания имеет все шансы столкнуться с одной или несколькими из перечисленных ниже проблем.
1. Бессистемное внедрение наставничества
Оно влечет за собой формальный подход участников процесса. Когда система наставничества не увязана с показателями эффективности деятельности, а другие программы обучения и оценки не связаны между собой, компания не получает нужного результата.
Система наставничества не работает, поскольку не понятно ее значение ни для бизнеса компании, ни конкретно для каждого участника. В итоге наставничество развивает одни навыки, корпоративное обучение и приглашенный тренер работают по своей систем, а аттестация – совсем отдельный процесс.
2. Спад энтузиазма, отсутствие интереса
Участники работают пару месяцев на волне энтузиазма, потом перестают уделять наставничеству должное внимание. Это происходит из-за отсутствия адекватных систем мотивации и контроля результатов, а также при директивном внедрении системы как инициативы HR-отдела.
3. Плохая организация процесса
Плохая организация, отсутствие документов, регламентирующих работу наставников и их подопечных, приводят к хаосу и формальному выполнению задач. Как результат – неопределенность обязанностей и меры ответственности наставников, размытые задачи, связанные с профессиональной подготовкой подопечных, отсутствие четкой ответственности компании перед наставниками.
4. Неподготовленность самих наставников
Успех обучения сотрудников с применением системы наставничества серьезным образом зависит от опыта и квалификации наставников. Когда отсутствуют специальные мероприятия по развитию навыков наставников, получается печальный результат: подопечные оцениваются некорректно, обратная связь является формальной и демотивирует их.
5. Сопротивление
Незаинтересованность наставников и подопечных в системе наставничества. Это происходит в случае директивного внедрения программы и при неадекватной системе мотивации или отсутствии должного информирования с постановкой целей и задач вводимой системы наставничества всех участников процесса.
Поскольку сама система наставничества строится на создании альянсов, взаимной ответственности сотрудников, ключ к ее успешному функционированию – тесное взаимодействие всех участников процесса. Тщательное планирование и подготовка среды для изменений – необходимое условие успешной реализации системы наставничества.
Директивное внедрение системы наставничества как инициативы HR-отдела вряд ли обеспечит ожидаемые результаты. Более того, может создать имидж отдела по работе с персоналом как дополнительного бюрократического звена, которое придумывает лишнюю работу и без того занятым руководителям и сотрудникам.