Этапы разработки и внедрения системы наставничества
Прежде чем приступать к внедрению системы наставничества, необходимо понимать этапы ее разработки. Мы в своей практике, взаимодействуя с корпоративными клиентами, придерживаемся следующего плана:
-
- Анализ текущего положения дел в компании;
- Исследование ожиданий всех заинтересованных сторон;
- Постановка целей и задач системы наставничества;
- Выбор наставников и порядок формирования их штата;
- Разработка системы мотивации наставников;
- Мероприятия по внедрению и поддержке системы наставничества;
- Разработка критериев оценки эффективности подопечных;
- Разработка критериев оценки эффективности наставников и системы наставничества в целом;
- Контроль и коррекция системы наставничества.
Теперь давайте подробнее остановимся на каждом из этапов разработки и внедрения системы наставничества.
Анализ текущего положения дел в компании
Первое, что необходимо сделать, – это изучить сложившуюся в компании ситуацию и постараться понять, сможет ли такая форма обучения персонала как наставничество решить проблему, и какой результат будет на выходе.
Для выявления проблемного поля и диагностики ситуации, рекомендуем провести экспресс-анализ с использованием нескольких из перечисленных методов:
-
- Анализ отчетов и статистики по подбору и увольнениям персонала;
- Анализ потребности в обучении и оценка результатов прошедшего обучения;
- Оценка персонала на предмет развития профессионально-значимых компетенций;
- Функциональный анализ деятельности отдельных категорий сотрудников;
- Мониторинг рынка труда;
- Маркетинговый анализ компаний-конкурентов;
- Интервью с руководителями и сотрудниками структурных подразделений.
Все это позволяет получить необходимую информацию о ситуации в компании в целом, а также ее положение по отношению к конкурентам, позиции на рынке труда, принятой системе мотивации и оплаты труда, существующих требованиях к компетенциям сотрудников и руководителей и о наличии перспектив развития сотрудников внутри компании.
Если, например, при анализе статистики выясняется, что текучесть персонала – основная проблема компании, то прежде чем решать ее с помощью внедрения новой формы обучения, необходимо провести дополнительный анализ истоков этой проблемы. Возможно, дело вовсе не в навыках менеджеров и не в организации процесса адаптации, а в схеме оплаты труда, принятой в компании, либо в неверно заданных критериях подбора персонала.
Компания тогда готова внедрять наставничество, когда все элементы ее организационной структуры сбалансированы, системы мотивации и оплаты труда соответствуют конкурентной ситуации на рынке труда, позиция компании и позиция других игроков на рынке примерно одинаковы.
Исследование ожиданий всех заинтересованных сторон
Как показывает опыт, при внедрении любой новой HR-инициативы важно, чтобы все сотрудники приняли ее с пониманием, иначе даже самая прекрасная идея останется только на бумаге.
Именно поэтому мы спрашиваем топ-менеджеров компаний “Что для вас важно? Как лучше сделать? Как будет удобнее?”. Аналогичные вопросы задаем и потенциальным участникам – возможным наставникам, подопечным и линейным руководителям.
После обработки полученных ответов становится понятно, каких результатов ждет компания от внедрения системы наставничества.
Постановка целей и задач системы наставничества
Для того, чтобы наставничество работало и приносило пользу компании, оно должно удовлетворять следующим условиям:
-
- Соответствие стратегическим и тактическим целям предприятия и удовлетворение потребностей бизнеса;
- Ориентация на профессиональные потребности и мотивы всех включенных в систему наставничества субъектов;
- Поддержка со стороны руководства компании и ясная, четкая и понятная всем категориям сотрудников система отношений.
Наставничество, как и любой процесс, должно иметь конкретные, достижимые и измеримые цели, в противном случае оно будет нести деструктивную функцию и приведет к быстрому эмоциональному “выгоранию” многих участников.
Например, цели для системы наставничества, вытекающие из стратегии развития предприятия, могут быть сформулированы таким образом:
-
- Сокращение процесса адаптации новых сотрудников до трех месяцев;
- Снижение количества ошибок новых сотрудников в процессе адаптации на 30%;
- Увеличение числа работников, успешно прошедших адаптацию и выполнивших аттестационные задания с оценкой не ниже “Хорошо” до 80% и др.
А задачи, которые компания планирует решить, внедряя наставничества, могут звучать так:
-
- Контроль и оценка текущих результатов деятельности сотрудников;
- Повышение уровня лояльности сотрудников к предприятию;
- Усиление мотивации к работе всего персонала компании и др.
Таким образом, подход к постановке целей и задач должен быть комплексным. Именно поэтому необходима предварительная диагностика ситуации. Нужно проанализировать все блоки системы работы с персоналом, иначе можно выбрать инструмент, который окажется не способным решить задачи бизнеса.
Остальные этапы разработки и внедрения системы наставничества мы рассмотрим в следующих публикациях.
Читайте также:
-
- MatriX Mentor – HR-игра для разработки и внедрения системы наставничества
- Как посчитать эффективность системы наставничества?
- В чем польза наставничества?
- Современный взгляд на систему наставничества
- 6 принципов адаптации персонала