6 принципов адаптации персонала
От скорости и успешности выбора принципов адаптации нового человека прямо зависит, насколько быстро сотрудник начнет приносить запланированную прибыль предприятию. Кроме того, процедура адаптации решает задачу снижения издержек по поиску и найму новых сотрудников.
Процесс взаимного приспособления сотрудника и предприятия, основанный на принятии или непринятии первым новых профессиональных и организационных условий работы, должен быть связан как со стратегическим планированием на предприятии, так и с существующими программами мотивации сотрудников, оценки и развития персонала и со сложившейся корпоративной культурной компании.
Рассмотрим реализацию принципов адаптации:
1. Корпоративная адаптация
Для того, чтобы работать эффективно, человеку необходимо получить ответы на вопросы, связанные с организацией деятельности предприятия:
- 
- Какое место занимает предприятие на рынке? Как иду дела? К чему стремится?
 - Каковы стратегические цели и приоритеты предприятия?
 - Кто является ключевыми клиентами? Кто основными конкурентами?
 - Как осуществляется управление предприятием? Кто принимает решения?
 - Какова структура предприятия? Где и какие подразделения расположены?
 - Кто непосредственный руководитель?
 - Какова структура предприятия? Где и какие подразделения расположены?
 - Кто непосредственный руководитель?
 - Какова периодичность и технология планирования отчетности?
 - Какие действуют процедуры, регламенты?
 - Кто и в каком порядке подписывает документы?
 
 
2. Социальная адаптация
Приходя на работу, человек принимает те нормы поведения и общения, которые существуют в коллективе, включается в систему взаимоотношения с коллегами.
Знакомится с “атмосферой предприятия” – корпоративной культурой. Сотруднику необходимо получить ответы на следующие вопросы:
- 
- Какой стиль общения принят в коллективе (дружеский, официально-деловой, богемный, комеди-клаб и т.п.)?
 - Как принято обращаться к сотрудникам, равным по уровню/должности, подчиненным, руководителям?
 - Есть ли на предприятии какие-то группы, “лагеря”, территории? Какие между ними взаимоотношения?
 - С кем обедать? С кем курить?
 - У кого дети такого же возраста? У кого кошки, собаки, птички? У кого похожие хобби, увлечения?
 - Что можно/нельзя обсуждать в курилке, за обедом?
 - К кому можно/нельзя обращаться за помощью, советом?
 
 
3. Организационная адаптация
Обычно мы проводим на работе большую часть светового дня. Это время должно быть как-то организовано в бытовом плане. Существует масса организационных моментов, с которыми предстоит разобраться новичку в первые дни/месяцы работы:
- 
- Где находится туалет? Где можно курить? Где находится столовая?
 - Где можно разместить свои вещи?
 - Как оформить постоянный пропуск?
 - Кто настроит компьютер?
 - Когда и где выдают зарплату?
 - Как здесь пьют чай/кофе? Можно ли принести свою кружку? Можно ли пить кофе на рабочем месте?
 - Можно ли повесить над рабочим столом плакат любимой группы? Семейное фото? Календарь с видами природы?
 - Как заказать канцелярию, курьера, машину, переговорную комнату?
 - К кому обращаться по поводу неисправностей в компьютере?
 - Где взять положенный корпоративный мобильный или медицинскую страховку?
 - Как принято справлять дни рождения? Сколько сдавать ан подарки и кому?
 - Во сколько принято уходить домой? Можно ли утром опаздывать?
 - Когда будет отпуск?
 
 
4. Техническая (технологическая) адаптация
На каждом предприятии используется свой набор техники и программного обеспечения. Новому сотруднику в период адаптации придется:
- 
- Запомнить новый пароль, привыкнуть к новой клавиатуре, настроить почтовую программу, обзавестись привычными закладками в “Избранном”, занести нужные контакты в “Адресную книгу”.
 - Освоить новую модель телефона, факса, копира, брошюровщика и пр.
 - Разобраться во внутрифирменной системе хранения информации, где что лежит, как называются нужные папки.
 - Освоить специфическое производственное (складское, IT и пр.) оборудование.
 - Освоить специфическое программное обеспечение (БД).
 
 
5. Профессиональная адаптация
Связана непосредственно с профессиональной стороной деятельности сотрудника. Ему необходимо освоить следующие профессиональные аспекты работы:
- 
- Используемые на предприятии технологии и техники.
 - Стандарты работы. Документация.
 - Нормы, нормативы, технические требования.
 - Перспективы профессионального и карьерного роста.
 - Возможности обучения, повышения квалификации.
 - Параметры оценки качества работы.
 
 
Пожалуй, из всех принципов адаптации он наиболее актуальный.
6. Психофизиологическая адаптация
Приспособление к определенному, часто отличному от привычного, режиму труда и отдыха.
Особое внимание стоит уделять организационной адаптации сотрудников, не имевших ранее опыта работы, особенно если речь идет о крупном предприятии с большой численностью персонала. Как правило, сотрудники, которые не имеют опыта работы, не имеют и опыта организационного поведения. Им сложно обратиться к коллегам из смежного подразделения по вопросу получения какой-либо информации, необходимой для работы, у них нет опыта работы со служебной документацией и т.п.
Для успешной организационной и профессиональной адаптации на предприятии целесообразно создать и развивать институт наставничества, чтобы новый сотрудник после выхода на работу не был “брошенным”.
На наставника возлагается основная часть работы по профессиональной адаптации нового сотрудника, а также часть работы по организации адаптации.