Креативное лидерство. Секрет не в харизме
Понятия креатив и творчество зачастую используются как синонимы, что затрудняет восприятие определения “креативное лидерство”. Однако следует различать эти термины. Творчество — процесс деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности или итог создания объективно нового. То есть отличного от результатов поточного производства. Креатив – целенаправленный и управляемый созидательный процесс, результатом которого является создание ценностей, идей и знаний.
Результат этих двух процессов одинаков, но креатив отличается экономическими предпосылками его достижения и управляемостью действий.
Качества креативного человека
В креативном человеке совмещаются качества, которые можно условно разделить на положительные и отрицательные.
К однозначно положительным относят:
-
- системность восприятия
- отличную память, внимательность к деталям, наблюдательность
- потребность в понимании сути явления, заинтересованность в событиях, инициативность
- богатую фантазию, развитое воображение, ассоциативное мышление
- приоритетность вопросов эстетики
- лидерские качества
- стремление к самосовершенствованию, критическое отношение к собственным недостаткам
- повышенную работоспособность
- коммуникативные навыки
- дивергентное мышление
Также выделяют неоднозначно отрицательные качества личности креативного человека:
-
- Излишняя эмоциональность, спонтанность
- Радикализм во мнениях
- Высокая толерантность, приводящая к бездействию
- Непринятие авторитетов, мятежность (отрицание традиций и обычаев)
- Инфантильность
- Склонность к риску, переходящая в безрассудство
Нужно помнить, что в современных условиях побеждают не властные лидеры, а креативные – те, кто, действует проактивно, предугадывает и направляет намерения других, постоянно открывает что-то новое и понимает, что людьми руководят эмоции.
Креативное лидерство – качество развиваемое, то есть не обязательно иметь вышеперечисленные черты, чтобы стать успешным лидером. Харизма не обязательное и не достаточное условие лидерства.
Лидер должен видеть в проблемах возможности. Лидер, по сути своей, всегда инициатор. Он несет ответственность за все происходящее, поэтому не должен ее бояться, в том числе и ответственность социальную. Самое главное – лидер должен уметь исправлять ошибки.
3 важных качества креативного лидера:
-
- уметь “заразить”
- мотивировать “подражать”
- стимулировать “поделиться”
Характеристики креативного лидера
Характеризовать современного креативного лидера можно так:
-
- Лидер должен создавать среду и пространство, но не должен идти на поводу у обстоятельств
- Лидеру необходимо удивлять, но не эпатировать
- Главные инструменты лидера – креатив и созидание. Властвовать ему не стоит
- В руководителе должна быть тайна, при всей его открытости
- Для лидера важным является уважение чужого личного пространства
- Создавая дружескую и близкую атмосферу, лидер не должен переходить черту
- Лидер – это тот человек, который несет ответственность и не боится ее
- Лидер должен непрерывно самосовершенствоваться, обучаться чему-то новому и стимулировать своих подчиненных саморазвиваться.