Методика Белютина: как развить креативное мышление
Мы уже не один раз писали про креативное мышление: почему оно важно для управленца и что за фрукт такой – креативный менеджмент. Однако часто компании сталкиваются с проблемой поиска оригинально мыслящих сотрудников. К счастью, креативное мышление можно развить, и в этом поможет методика Белютина. Элий Белютин – российский педагог, художник и философ. Более 20-ти его учеников стали основоположниками новых направлений в искусстве. Впечатляет? Поговорим о методике подробнее.
«Цифровая амнезия»
В век цифровых технологий информацию человек всё больше доверяет гаджетам: пароли, явки, планы на рабочий день. О дне рождения главного бухгалтера услужливо напомнит айфон, а все важные логины давно лежат в заметках на Google Docs. Человечество подсело на “цифровую иглу” и слезать с неё не торопится.
Таким образом, превращая электронный носитель в свою “вторую память”, функции “первой памяти” притупляются. Проявляется “цифровая амнезия”: не тренируя мозг запоминать что-либо, навык запоминания ослабевает. Логично, что в целом от этого страдает и качество выполняемой работы.
Как здесь поможет методика Белютина? Дело в том, что она стимулирует работу ранее незадействованных участков мозга, развивает память и способность находить верное решение проблемы. Именно поэтому на мастер-классах по этой методике сотрудники обычно рисуют, т.е. визуализируют проблему.
Благодаря таким мастер-классам человек:
-
- запоминает большой массив данных;
- легко разбирается в сложной структуре;
- развивает креативное мышление;
- и решает личностные проблемы.
Методика Белютина: этапы
Этап 1. Выбор символа
Перед каждым сотрудников лежит чистый белый лист. На нем он должен изобразить главный символ, который назначается заранее. Например, если целью мастер-класса стоит развитие памяти и концентрации, подходящий символ – вода (река, водопад и т.д.). Вода течет, не останавливаясь – как поток информации, в котором менеджеру нужно удерживать свою концентрацию и внимание на нужных задачах.
Этап 2. Изображение проблемы
Здесь менеджер изображает и описывает проблему, сообщая о ней то, что он уже знает на пяти разных уровнях.
Физиологический. Например, если сотрудник изобразил реку, надо показать её во всех деталях: с берегами, растительностью на них и т.д.
Экспрессивный. Теперь надо сообщить сотрудникам, что изображенный символ – это ситуация, которую следует взять под контроль. Начинают рисоваться мосты, переправы и т.д. Как и на первом уровне, изображение должно быть максимально детальным и конкретным.
Интеллектуальный. Сотрудникам сообщается новая тема: путешественник, которому надо перебраться на другой берег. Изображения водоема и путешествующего также должны быть детальны и образовывать одну картину.
Визуальный. Начинается работа с цветом. Например, раскрашивается мост. Как правило, участники интуитивно выбирают цвет, характеризующий в их понимании прочность: темно-серый, имитирующий камень, или коричневые оттенки, изображающие бревенчатые своды. Можно дорисовать детали, к примеру, перила с необыкновенным узором. Такие детали – символ индивидуального восприятия проблемы и её индивидуального решения.
Рациональный. Менеджер должен изобразить свою конечную цель. Интересное наблюдение: чем детальнее цель на рисунке, тем лучше менеджер представляет, как её достичь.
Этап 3. Эмоции
В завершении мастер-класса менеджеры раскрашивают всю картину целиком. Многое здесь можно узнать из выбора цветов. Те, кто идут на контакт проще и легче, в основном используют яркие цвета. Кому это дается сложнее, используют приглушенные тона. Самыми темными цветами человек чаще всего раскрашивает места, вызывающие у него наибольший дискомфорт и неуверенность.
Что в итоге?
Пока менеджеры занимались, казалось бы, какими-то развлечениями дошкольного возраста, их мозг был настроен на решение проблемы нетривиальными путями. Таким образом, раскрашивая мостик в коричневый, человек неосознанно находит выход из ситуации.
Так же к приятным бонусам использования методики Белютина можно отнести сокращение времени на адаптацию новых сотрудников, повышение уровня выполняемых KPI, получение обратной связи от сотрудников и налаживание диалога между сотрудниками.