13 апреля на очередное мероприятие “MatriX. Погружение – 3” в офисе “Консалтинговой группы Донских” собрались 14 руководителей и HR-специалистов ижевских компаний, таких как: Талан, Мегафон, Фаворит, СТМ и других.
На этот раз для проработки и обсуждения мы выбрали тему “Работа с кадровым резервом компании и поиск новых форм наставничества”.
Несомненно, у всех присутствующих имелся какой-то опыт разработки и внедрения системы наставничества и работы с кадровым резервом, но нам хотелось оказаться в едином информационном поле, обменяться опытом и найти свежие идеи.
В результате после двух часов бурного и эмоционального обсуждения родилось следующее:
-
- Наставник – это состояние души;
- Наставник – это не равно непосредственный руководитель;
- Задача наставника – воспитать преемника и передать опыт, знания, ценности компании.
Принципы построения системы наставничества
-
- определить, для чего необходима разработка и внедрение системы наставничества в компании;
- базировать систему наставничества на корпоративной культуре, включающей ценности компании;
- разработать положение / инструкцию и методологию по внедрению корпоративной системы наставничества в компании;
- прописать, о чем и как общаться наставникам с подопечными;
- ввести показатели для контроля процесса передачи знаний;
- установить приемлимые и удобные для компании с точки зрения контроля процесса способы коммуникации между наставником и подопечным (скрытая копия в переписке, запись телефонных разговоров, SRM, Skype и т.д.);
- сформировать совет наставников;
- предусмотреть в системе наставничества возможность для горизонтального развития по профессии и вертикального развития по карьерной лестнице;
- разработать план выбытия для тех, кто состоит в кадровом резерве 5-10 лет, чтобы исключить снижение мотивации – проводить горизонтальную ротацию сотрудников;
- расписать этапы передачи знаний от наставника к подопечному по принципу “от простого к сложному”. Например, вначале давать базовые понятия – SWOT-анализ, технология анализа и т.д., затем переходить к нюансам профессии (мастерства);
- сформировать базу наставников, состоящую из лояльных к компании и мотивированных специалистов, желающих делиться опытом с подопечными не ущерб основной работе;
- осуществлять обязательный входной контроль и оценку потенциала молодого специалиста (подопечного), намечать ключевые показатели развития и определять этапы их развития;
- формировать и делать публичным рейтинг лучших наставников и подопечных;
- составлять для каждого подопечного индивидуальный план развития;
- вести дневник наставничества on-line;
- корректировать план работы с подопечными в соответствии с текущими задачами компании;
- сформировать в компании специализированный центр для обмена опытом и методическими материалами между наставниками.
Построение взаимоотношений между наставником и подопечным
-
- передавать честно и открыто свой эффективный практический опыт;
- регулярно проводить встречи наставников с подопечными;
- организовать совместное обучение;
- быть доступным для коммуникации с подопечным в установленное время;
- отвечать на вопросы подопечного в течение установленного времени, например, в течение одного рабочего дня;
- не устанавливать с подопечным личных отношений и не допускать панибратства;
- ничего не делать за подопечного;
- не поддаваться на манипуляции со стороны подопечного.
Составляющие мотивации наставников
-
- премировать и поощрять наставников в случае, если их подопечные успешного развиваются в профессиональном плане и идут на повышение по служебной лестнице;
- внедрить визуальные знаки отличия для наставников (значки, наклейки, спецодежду);
- предоставлять дополнительный отпуск;
- выделить и обозначить лучшее парковочное место для наставника рядом с проходной;
- дать возможность наставникам обедать в директорской столовой;
- устраивать лучшим наставникам неформальные обеды с ТОП-менеджментом компании;
- включать лучшего наставника в Совет директоров компании;
- отправлять на стажировки, в том числе в другие города (филиалы компании) в качестве наставника;
- предоставлять расширенный социальный пакет, повышенный ДМС;
- освобождать от основной работы и предоставлять время для работы с подопечными, например, 1 час в пятницу или с середины рабочего дня;
- создавать комфортные условия для работы в офисе или на производстве;
- предоставлять право пользования общедоступными корпоративными ресурсами, например конференц-залом;
- проводить обучение наставников в неформальной обстановке, например, на базе отдыха.
Возможно, у вас тоже есть, что добавить. Напишите в комментариях.
Если вам или компании, в которой вы работаете, интересно сыграть в деловую настольную игру MatriX, провести стратегическую сессию, тренинг креативности или командообразование, то заполните, пожалуйста, форму обратной связи. И мы свяжемся с вами и подберем подходящий вариант проведения обучающего мероприятия.