Будьте помягче: что такое Soft Skills и Hard Skills
Что важнее – знать всё о продаваемом продукте или уметь его продать? Какие навыки полезнее – технические или коммуникативные? Всё, что человек умеет, можно условно разделить на 2 группы – твердые навыки (hard skills) или мягкие (soft skills). Обе группы важны, но в одинаковой ли пропорции?
Твердые и мягкие навыки
Hard Skills – это технические, профессиональные навыки. Человек может наглядно показать то, что умеет. Примеры:
-
- вождение автомобиля;
- создание логотипа в фотошопе;
- печать на клавиатуре вслепую;
- владение иностранным языком;
- программирование и т. д.
Именно твердые навыки прописывают в вакансии на должность, в должностных инструкциях, указывают в резюме. Примечательно, что они применимы только в конкретных профессиональных областях. Иными словами, компетенции кондитера вряд ли будут пользоваться спросом в сфере IT.
Hard Skills хорошо видны в обыденной жизни. Действия проходят на автомате или по шаблону: кассир пробивает товар с кассовым аппаратом, водитель начинает маневр на дороге, маляр красит стены.
В этом же состоит главное отличие мягких навыков от твердых. Уровень владения Soft Skills сложно отследить. Но владение этой категорией навыков приносит пользу в любой сфере деятельности: они применимы везде, даже во внерабочих отношениях. Примеры:
-
- установление благоприятных взаимоотношений;
- работа в команде;
- навыки убеждения;
- лидерство;
- мотивирование;
- критическое мышление;
- ораторское искусство;
- общая эрудиция;
- гибкое мышление;
- рабочая этика;
- эффективное решение проблем и конфликтных ситуаций;
- самоорганизация и т. д.
На развитие мягких навыков направлено большинство современных тренингов – по мотивации, лидерству, ораторскому искусству, тайм-менеджменту и т. д.
Стоит также отметить, что мягкие навыки предполагают хорошую ориентацию в ситуации – с учетом всех её нюансов.
Что важнее?
Не вызывает сомнений тот факт, что без твердых навыков крайне сложно устроиться на работу 🙂 Поэтому, несомненно, для трудоустройства нужно что-то уметь руками/ногами в совокупности с головой. Однако мягкие навыки необходимы для того, чтобы взбираться выше по карьерной лестнице, и следовательно, обеспечивать себе все более комфортные условия существования. Чем выше занимаемая человеком позиция в компании, тем выше его уровень владения мягкими навыками.
О важности Soft Skills говорят еще с прошлого столетия. Посмотрите сами: разгар американской Великой депрессии, население с трудом выживало на надежде и выдаваемое пособие. И вдруг в отеле “Пенсильвания” со всей страны собирается более двух тысяч человек – прослушать лекцию Карнеги Дейла об умениии “завоевывать друзей и оказывать влияние на людей”. Четыре часа посетители, стоя или сидя, впитывали слова Карнеги, постепенно понимая, каких навыков им не хватало все эти годы.
Исследования дают следующую статистику: работоспособность и высокая эффективность сотрудника складывается из всего лишь 15% владения Hard Skills и на 85% (!) владения Soft Skills. Очевидно, без последних развитие карьеры будет затруднено.
Почему есть такой существенны перевес в сторону мягких навыков? Практически любая работа, связанная с получением прибыли, связана также со взаимоотношениями между людьми. Поэтому установление благоприятных контактов, разговор на равных позициях, умение поставить себя на место оппонента – все это фактически полезно для любого человека.
К тому же, навыки Soft Skills применимы и в семейно-бытовой сфере, например, при воспитании детей или разговорах с супругом. Иными словами, владея ими, гораздо проще добиться чистоты в комнате ребенка или договориться о том, какие обои будут в гостиной 🙂
Читайте также: