Главная / Развитие персонала / Что должен уметь фасилитатор?

Что должен уметь фасилитатор?

Что должен уметь фасилитатор?

Что должен уметь фасилитатор?Когда вы ставите кому-либо задачу – большую, маленькую, интересную, рутинную – вы рассчитываете на её достойное исполнение. От портретиста вы ждете портрет, которым будут гордиться ваши правнуки, от клининговой компании – холодной расправы над последствиями вчерашней вечеринки, от дизайнера интерьера – комнату как из каталога Икеи. И вот в компанию приходит фасилитатор. По определению от него ожидается, что он облегчит процесс коммуникации между сотрудниками.

Все прекрасно понимают, что художник, как минимум, отлично владеет кистью, клининг-менеджер – пылесосом, а дизайнер – вкусом, цветом и способностью учитывать желания жильца. Каждый из них обладает определенным набором знаний, навыков и умений, развитых до устраивающего заказчика уровня. А что должен уметь профессионал-фасилитатор?

Фасилитатор – профессия сравнительно новая: ведущая международная ассоциация фасилитаторов (The International Association of Facilitators) существует лишь с 1989-го года. Несмотря на свою молодость, эта специальность уже вобрала в себя не один десяток умений. Рассмотрим ключевые из них.

Правильно понять заказчика

Иногда заказчик сам затрудняется сформулировать сказать, какую именно проблему он пытается решить. В этом случае полезно провести интервью с с диагностической целью среди будущих участников. В таком интервью анализируются:

    • мотивация людей: работников заставляют приходить на мероприятие или это их инициатива?
    • понимание сотрудниками задач компании, а так же её миссии в глобальном смысле;
    • актуальные, на взгляд участников, проблемы компании;
    • психологический климат внутри коллектива;
    • общий уровень корпоративной культуры.

Такая диагностика помогает фасилитатору глубже проникнуть в среду компании и составить более детальный эффективный план мероприятия в дальнейшем.

Разработать подробное мероприятие

Далее фасилитатор должен обладать навыками сценариста. Сколько компаний – столько сценариев проведения мероприятий. Часто один и тот же тренинг может протекать абсолютно по-разному даже в рамках одной фирмы – например, если участвуют разные отделы.

Сценарий разрабатывается пошагово, с указанием методов и инструментов, применяемых на каждом этапе. Сценарий должен быть подчинен одной цели: что ожидается от проводимой сессии?

Здесь же заклдадывается время, отведенное на мероприятие – с учетом инструктажа группы, выполнения заданий и решения непредвиденных проблем. Фасилитатор должен помнить, что даже самый четко выверенный сценарий может пойти не по плану.

Провести сессию, несмотря ни на что

Теперь главное – воплотить задуманный сценарий на практике, решая ряд задач:

    • Максимально вовлечь всех присутствующих в процесс обсуждения;
    • Гибко управлять обсуждением проблем;
    • Компетентно отвечать на вопросы участников;
    • Задавать стимулирующие вопросы участникам фасилитации;
    • Четко и ясно инструктировать участников перед упражнениями.
    • Вести конструктивную дискуссию после упражнений.
    • Стимулировать процесс принятия решений.

Впрочем, сценарный план фасилитатора всё-таки отличается от театрального своей подвижностью: если он видит, что группа зашла в тупик, можно быстро среагировать и поменять её направление.

Управлять настроением аудитории

Умение заряжать своей энергетикой публику – так же одно из ключевых в профессии фасилитатора. В одном случае нужно уметь шутить, в другом – быть мотивационным спикером. Мастер раскрепощает участников и дает им возможность свободно и открыто говорить о своих идеях.

Создание творческой и ненапряжной обстановки – базовое условие для успешного проведения мероприятия.

Молниеносно решать конфликты

Даже при самом детальном интервью фасилитатор вряд ли будет иметь реальное представление о внутренних отношениях между сотрудниками. Может случиться так, что самая безобидная реплика одного участника больно заденет другого. Конфликт может остаться в стадии перепалки, а может и дорасти до масштабов, которые сведут всю групповую работу и настрой на нет. Чтобы этого не возникало, фасилитатор должен уметь гасить ссоры еще до их агрессивного проявления. В этом ему помогут навыки активного слушания, умение убеждать, работы возражениями, критикой и опыт разрешения конфликтов.

Написать отчет с результатами

Основная ошибка многих бизнес-консультантов, тренеров, коучей и т.д. заключается в отсутствии сопроводительных отчетов после окончания мероприятия. Сессия могла быть сколь угодна воодушевляющая и продуктивна в момент проведения – но фактически весь наработанный материал исчезает из головы участников, стоит им покинуть офис и уйти на выходные. Можно поспорить с тем, чья это задача: мастера фасилитации или её участников. Однако написание отчета с результатами – прямая обязанность фасилитатора-профессионала.

Форма отчета обсуждается с заказчиками. Это могут быть проведение контрольных сессий, индивидуального и группового коучинга, консультаций в режиме эксперта и проведение тренингов.

Кроме того, предоставление грамотно составленного полезного отчета может стать хорошей рекомендацией фасилитатору к сотрудничеству с компанией и дальше.

Читайте также:

 

Вверх