Главная / Лидерство и эффективность / 10 советов начинающему специалисту

10 советов начинающему специалисту

10 советов начинающему специалисту

10 советов начинающему специалистуМолодому специалисту из любой области трудно начинать карьерный путь: никто не рождается с готовыми рабочими знаниями, умениями и навыками. Более того, должно пройти достаточное количество времени, чтобы специалист начал чувствовать себя увереннее и свободнее на рабочем месте.

Многое зависит от адаптационного периода молодого работника, его наставников и готовности коллектива помочь новобранцу. Однако, если вы молодой специалист, то вы можете помочь себе сами. Разбираемся, как облегчить вхождение в специальность.

1. Не бойтесь спрашивать

Обычно молодому специалисту крайне неприятно сознаваться в некомпетентности по тому или иному вопросу. Они будут пытаться выполнить поставленную задачу своими силами, только бы не обращаться за помощью к коллегам или руководителю.

Это не совсем правильно. Конечно, самостоятельность приветствуется. Но если вы, начиная работать в новой должности, испытываете затруднения в выполнении какого-либо задания, не бойтесь спросить совета у коллег или руководителя.

С их стороны просьба молодого специалиста помочь не выглядит как провал, демонстрация некомпетентности. Они видят нового сотрудника, желающего разобраться в новой для себя сфере, видят вашу заинтересованность. Руководитель прекрасно понимает, что вы молодой специалист. Поэтому вполне логично, что он будет учить вас и помогать вам.

2. Берите на себя ответственность, но умейте говорить «нет»

С первых же дней работы будьте смелей и не бойтесь брать на себя ответственность. Генерируйте идеи, советуйте. Почаще говорите фразы «Я считаю…», «Моё мнение…». И всё это — уверенным тоном. При этом не берите на себя лишнее.

В идеале вам предоставят список ваших должностных обязанностей. Конечно, иногда от них можно и отходить. Например, ваш отдел готовится к юбилею компании и вас просят помочь упаковать подарки для сотрудников. Это вполне нормально.

А вот если к вас просят составить презентацию для партнеров – потенциальных арендаторов или придумать «эксклюзивное» поздравление к юбилею сотрудника, вот тут не стоит быть энтузиастом-альтруистом и пытаться брать на себя всё и сразу. Конечно, в грубой форме говорить «Нет» не стоит. Посоветуйте обратиться к другому специалисту вашего отдела или посоветуйтесь со своим руководителю (либо передайте ему информацию).

Преподносите свой отказ не в категоричной форме, а в мягкой: «К сожалению, не смогу помочь вам в данном вопросе. Занимаюсь анализом и подготовкой отчета».

3. Дружите с лидерами мнений

Молодому специалисту, для успешного выполнения своих должностных обязанностей необходимо обладать достаточной информацией о деятельности фирмы. Иногда на планерках она выдается не вся или преподносится руководителями подразделений в приукрашенном виде.

Как получить информацию? Выделяйте и дружите с «лидерами мнений». Это не всегда руководители отделов. Возможно самые активные специалисты подразделений, которые всегда всё знают и готовы в дружеской беседе поболтать, обсудить последние новости. Главное уметь отделять личное мнение данных сотрудников от фактов.

4. Цените себя и свой труд, станьте профессионалом

Несмотря на то, что вы молодой специалист, вы всё же специалист! Вы поступили и успешно закончили ВУЗ, прошли конкурсный отбор на данную должность, досконально изучили то, чем занимаетесь, и успешно выполняете свои должностные обязанности.

Уважительно относитесь к результатам своего труда, не принижайте их. Кажется, что это очевидно? Но бывает у вас может проскальзывать фраза в ответ на похвалы от руководителей или коллег: «да это мелочи», «мне для этого понадобилось совсем немного времени» (хотя потратили на это пол вечера вне работы). Наоборот, подчеркивайте значимость своего труда.

Не берите на себя то, что физически не успеете сделать во время, скажите об этом сразу. Это лучше чем, если вы сорвете сроки.

5. Прислушивайтесь к мнению руководства

Бывает, что ваше мнение расходится с мнением руководителя. Вам кажется, что его рассуждения в корне не верны, что он очень сильно ошибается. Про себя вы начнете называть его самодуром.

Возможно, в некоторых ситуациях вы окажетесь и правы. Но, не начинайте горячо спорить, не обдумав хорошо слова руководителя. Помните — руководитель обладает бóльшим объемом информации о компании, о ситуации в ней и на рынке, чем вы. Возможно, какие-то факты он вам не сказал (может несознательно, а может и сознательно). Постарайтесь мыслить шире и пытайтесь разобраться в ситуации.

6. Работайте в команде

Имейте в виду, инициативные и креативные люди далеко не всегда воспринимаются коллегами положительно. Одни видят в них карьериста, другие считают, что из – за таких активных им придется работать в два раза больше. Если выходите с какой-то инициативой, будьте готовы взять большую часть работы на себя. Обязательно посещайте все мероприятия, которые проходят в организации.

7. Любите свою работу и копите опыт

Даже, работая в одной компании, можно развивать свои навыки. Самое главное любите то, что вы делаете. Относитесь к работе с азартом. Ну а если почувствовали, что перегораете и работа перестает приносить удовольствие — оглянитесь, поищите. Возможно, вас уже ждут в другой компании. Каждая компания, в которой вы будете работать даст вам новые знания, позволит развить новые навыки.

8. Избегайте конфликтов

Постарайтесь обойтись без конфликтов и вести себя так, чтобы чаще вызывать у окружающих положительные эмоции. Будьте гибкими, учитесь подстраиваться под обстоятельства. Руководству нравятся люди, которые правильно реагируют на нововведения, стараются быстро адаптироваться к ним.

9. Приходите не с проблемой, а с решением

Не обращайтесь к руководству с вопросами, как сделать, а предлагайте свои варианты решения. Возможно, они будут не совсем верными, оптимальными для реализации в конкретных условиях, но, таким образом, вы показываете, что прилагали собственные усилия для решения вопроса.

10. Используйте удобный случай (кайлос)
    • Место: «в банке», «в автосервисе» и т.д.
    • Человек или группа людей: «вопросы к шефу», « на заседании правления» и т.д.
    • Обстоятельства внутренние: «когда хочется / не хочется работать», «во время прилива вдохновения» и т.д.
    • Обстоятельства внешние: «когда шеф будет в хорошем настроении», «когда примут закон о…».

Эти советы универсальны и подходят для начинающих специалистов в любой области. Не бойтесь уточнять то, что непонятно, развивайте коммуникативные способности, выполняйте свои задачи на совесть. Помните, что для всего нужно время и что ваш начальник тоже когда-то был начинающим специалистом. 🙂

Читайте также:
Вверх