Как и зачем разрабатывать модели компетенций
Компетентные сотрудники, обладающие определенными знаниями, умениями и профессиональными установками, которые необходимы для реализации рабочих целей и задач – мощнейший двигатель для бизнеса. Такие работники соответствуют той или иной модели компетенций, то есть определенному набору критериев компетентности.
У каждой организации есть свои особенности, правила, законы, даже режим рабочего дня. Поэтому использовать стандартные модели компетенций неэффективно и нерационально. Модели должны разрабатываться на основе корпоративной культуры, стратегических планов и прочих аспектов, индивидуальных для каждой компании.
Разработка модели компетенций
Разработка модели компетенций проводится в несколько этапов. Каждый этап нацелен на сбор информации определенного типа. Важно собрать всю актуальную информацию для построения всей системы. С помощью представленных ниже методик проводится анализ задач, поведения и свойств персонала:
- Прогностическое интервью. Проводят такое интервью с менеджерами компании. Исследуется взаимосвязь ценностей, целей и стратегий с положениями корпоративной культуры компании. Проводя прогностическое интервью, вы можете также выяснить, какие проблемы беспокоят менеджеров. В дальнейшем это поможет подобрать способы их решения и оценить возможную реакцию на них со стороны персонала. Интервью позволяет определить все компетенции, которые необходимы для развития компании.
- Метод критических инцидентов. В основе этого метода лежит сбор самых ярких успехов и неудач компании. Ситуации детально анализируются, информация фиксируется для оценки навыков, знаний, личных и рабочих качеств персонала в дальнейшем.
- Метод анализа задач. Проводится сбор информации о задачах и целях, поставленных компании или её подразделении. Описывается работа топ-менеджеров и менеджеров среднего звена.
- Метод включенного наблюдения. Метод используют при проведении совещаний, организационных работ. Информацию необходимо обработать, выявить недостатки и преимущества. На основе полученных данных разрабатываются методы коррекции.
- Анализ документов. Анализируются как внутренние документы, так и организационно-распорядительные.
- Метод анализа деятельности. С помощью этого метода проводится оценка личных качеств работников, которые помогают или мешают рабочему процессу. На основе полученных данных формируется список качеств, необходимых тому или иному сотруднику.
Еще раз подчеркнем: модели компетенций уникальны для каждой отдельной компании. Однако, в качестве основы можно брать стандартные разработки моделей, внося в них необходимые коррективы.
Важно! После составления моделей компетенций всех сотрудников нужно уведомить об изменениях. Если возникают вопросы по поводу той или иной характеристики, следует обсудить это с сотрудником и прийти к общему пониманию модели компетенций.
Внедрение модели компетенций
Разработка моделей компетенций сотрудников – первый этап. Вторым этапом становится внедрение разработанных моделей в организацию. Это трудоемкий процесс: сложность внедрения напрямую зависит от размеров компании. Тем не менее, этот этап нужно пройти.
Проводите специальные совещания, собрания, посвященные только вопросам рабочей компетенции. Обсуждайте с сотрудниками их требования, права, обязанности. Обеспечьте “раздаточный материал”, в котором будут прописаны четко и понятно абсолютно все характеристики моделей. Проследите, чтобы все экземпляры дошли до тех, кому они предназначены.
Озвучьте преимущества внедрения моделей компетенций как для работников, так и для компании.
Преимущества для работников:
- обратная связь с руководителем, оценивающим поведение;
- наличие четкой шкалы требований к нормам поведения;
- понимание ожиданий организации от работы специалиста;
- осознание навыков, которые следует развивать, чтобы выполнять текущую работу;
- понимание компетенций, требующих развития для карьерного роста.
Преимущества для компании:
- достижение лучших результатов деятельности;
- развитие кадрового потенциала;
- повышение уровня мотивации;
- развитие корпоративной культуры;
- интеграция всех процессов в единую систему.
Использование моделей компетенций увеличивает конкурентоспособность компании, указывает на возможные пробелы в развитии персонала, а также снижает риск ошибок, допущенных из-за недостаточной компетентности сотрудников.