Как провести SWOT – анализ
Один из самых используемых в российском менеджменте вид анализа – метод SWOT анализа. Его применяют, чтобы выяснить сильные и слабые стороны, а также возможности и риски стратегического планирования. Сильные и слабые стороны характеризуют внутреннюю ситуацию компании. Возможности и риски связаны с внешней средой, в том числе происходит сравнение себя и конкурентов.
Алгоритм проведения анализа:
1. Опишите базовые цели и задачи компании, определите мотивы, которые вами движут, объясните причины для заданного направления.
2. Возьмите стопку стикеров. На каждом пишите ответы на вопросы, таким образом фиксируя сильные и слабые стороны компании. Примерные вопросы:
Сильные стороны:
-
- Чем мы сильны в технологиях?
- Какие сильные стороны у нашего персонала?
- Какая сильная сторона нашего бренда?
- За что нас любят клиенты?
- Что мы умеем делать хорошо?
- Что позволяет нам развиваться?
- Что является стержнем нашей компании?
- В каких еще сферах мы большие молодцы?
Слабые стороны:
-
- Что мешает активному развитию компании?
- Что мешает реализовывать инновации?
- В чем мы пока слабы?
- В чем отсталость наших технологий?
- В чем недостатки нашего маркетинга?
- Какие ошибки мы совершаем?
3. Распределите по группам полученные ответы. Дайте группам названия. Обсудите полученную информацию. Зафиксируйте общие выводы на отдельном листе.
4. Обратитесь к слабым сторонам. Какие риски они могут повлечь за собой?
-
- Что может вам помешать?
- Что против него делают конкуренты?
- Какие барьеры вам могут встретиться на пути?
- К чему вам нужно быть готовыми?
5. Перенесите стикеры на шаблон, сгруппируйте.
6. Перейдите к сильным сторонам. Каковы ваши возможности? Отвечайте на стикерах:
-
- Как мы можем использовать наши сильные стороны?
- Что из происходящего на рынке позволит нам быть успешными?
- Чем мы выгодно отличаемся от конкурентов?
- Какие возможности мы еще не используем?
- Посмотрите на риски, как вы можете их перевести в возможности?
7. Перечитайте всё, что получилось в квадрате Возможности. Появились новые идеи? Запишите. Перечитайте остальные 3 квадрата. Как еще можно снизить риски? Как можно подготовиться к возникающим проблемам? Запишите ответы в Возможности.