Почему нам нравится играть?
Человечество любило играть еще на заре своего рождения. Известный нидерландский историк и культуролог Йохан Хёйзинга в 1938 г. даже опубликовал трактат “Человек играющий” – в этом труде ученый объяснял важность феномена игры. В 70-80-ых годах случился бум компьютерных игр, на которых в дальнейшем выросло поколение Y.
В наши дни геймификация уже проникла в процессы обучения и бизнеса, взяв от привычного нам игрового процесса две важных составляющих: удовольствие и награду. А что это значит для бизнес-игр?
8 типов удовольствия
Если вы до сих пор думаете, что компьютерная игровая индустрия – несерьезная и ориентирована в основном на подростков, советуем пересмотреть это давно устаревшее мнение. Геймификация в бизнесе и обучении взяла множество игровых технологий именно из компьютерных игр. Существует даже философия гейм-дизайна – и люди, которые эту самую философию преподают. В частности, речь идёт о Марке ЛеБланке: он одним из первых начал искать к играм более детальный подход. Так же Марк вывел 8 типов удовольствия, ради которых человек погружается в игровой процесс:
-
- Игра как чувственное удовольствие (чувство);
- Игра как ожившая выдумка (фантазия);
- Игра как разворачивающаяся история (сюжет);
- Игра как преодоление препятствий (вызов);
- Игра как социальная система (дружба);
- Игра как неизведанная территория (чувство первооткрывателя);
- Игра как средство выражения (экспрессия);
- Игра как времяпрепровождение (принятие).
Одна игра необязательно включает в себя сразу все типы удовольствия. Более того, 2-3 типов для одной игровой вселенной будет достаточно. Кому-то интереснее самому развивать историю, делать выбор и влиять на ход событий (удовольствие от сюжета). Другому хочется в совершенстве играть в “сапера”, бросать вызов самому себе и бить свои же рекорды (удовольствие от вызова).
Эту классификацию стоит учитывать и при подборе бизнес-игр, когда поставлены определенные задачи.
Награда
Итак, игрок ставит перед собой цель, достигает её. Чувство победы – одна из главных наград игры. Оно заставляет человека чувствовать себя умным, ловким, умелым и просто вызывает чувство удовлетворения от хорошо проделанной работы и видимых результатов. Без переходов с одного уровня на другой, более сложный, любая игра достаточно скоро потеряет смысл для игрока.
Это знание успешно применила в своей практике Элизабет Бокс – учительница гражданского права во Флориде. Она прекрасно понимала, что сам по себе её предмет никогда не вызовет пламенного интереса у школьников: для семиклассников всегда были, есть и будут вещи интереснее, чем заучивание Билли о правах. Тогда Элизабет приняла решение сделать из своего курса видеоигру. Результат не заставил себя ждать: даже отстающие ребята вскоре начали догонять сверстников и ловко разбираться в премудростях закона.
Почему это сработало? Дело в том, что в игре можно ошибаться. За игру никто не ставит оценок, никто не ограничивает ученика во времени её прохождения. Но за игру даются очки; в игре достигается цель. Таким образом, множество детей впервые узнают, что такое достигнуть успеха в учебе. Это новое для них чувство мотивирует двигаться дальше.
Страх пробовать и решать возникающие сложности знаком всем. У человека есть врожденные механизмы, которые заставляют его избегать негативных последствий. Это может привести либо к сильной мотивации добиться успеха, либо к парализующему страху последствий, что приводит к бездействию. Тем и хороши игры: ошибки и промахи не будут иметь никаких последствий в реальном мире, а страхи действия и трудностей снимаются.
Этот же принцип работает и в мире бизнеса: компанию парализует перед выбором новых путей развития, так как в случае провала будет мучительно и больно. Другое дело – протестировать новый продукт в игровых условиях, при помощи бизнес-игры – с минимальными затратами и, что радует еще больше, без настоящих негативных последствий. Положительный же результат – это та самая награда, которую можно переносить в реальные условия.
Читайте также: