Методика для проработки идеологии
Как показывает опыт, далеко не в каждой компании есть четко проработанная и осознаваемая всеми сотрудниками идеология. Зачастую понятие – есть, а понимания – нет.
Можно ввести такое определение: идеология – это система идей, представлений и взглядов, характеризующая позицию компании по отношению к клиентам и выражающаяся в построении определенной системы коммуникации с ними, в том числе в продажах.
Для проработки таких сложных понятий мы обычно применяем игровые методики.
У людей не принято думать об идеологии, товарах или услугах как о живых существах. Однако, представив, например, идеологию компании не как инструмент, а как друга, можно найти немало преимуществ. Персонифицировав ее, вы сможете увидеть ее особенности, которые в противном случае не бросились бы в глаза.
Используемая нами игровая методика ставит целью проработку и оттачивание именно идеологии, которая повышает ценность компании для потенциального клиента. В результате вы создаете “друга”, которого потребитель захочет впустить в свой дом.
Количество участников: от 5 до 20 человек.
Оптимальные временные затраты: 1 час.
Методика проведения
1. “Сценой” для данной игры может стать любая ситуация, в которой сотрудник компании должен принимать решение в соответствии с корпоративной идеологией. Перед игрой выделите четыре типовых ситуации из повседневной деятельности менеджеров и запишите их на отдельные карточки.
2. Заранее напишите на верхней части плакатов следующие вопросы, по одному на плакат:
- На что похожа наша компания?
- В чем ценность нашей компании?
- Как выглядит общество нашей компании?
- Что отличает нашу компанию?
- За что наша компания борется?
3. В центре плаката с вопросом: “На что похожа наша компания?” нарисуйте персонаж с головой, руками и ногами. Он будет использоваться на протяжении всего упражнения, но в разных позах.
4. Попросите группу вообразить, что идеология ожила, и предположить характер ожившего персонажа. Попросите назвать прилагательные, которые его описывают. Запишите ответы на плакат. На этом этапе можно также поинтересоваться, с какими героем мультфильма или какой знаменитостью ассоциируется у участников группы данный персонаж. Ответы также следует записать.
5. Попросив достаточно информации для адекватного описания персонажа, попросите участников проголосовать за те определения, которые лучше всего описывают характер. Каждый участник может выбрать от трех до пяти лучших на его взгляд определений. Выделите варианты, набравшие большее количество голосов, и объявите группе.
6. Перейдите к плакату “В чем ценность нашей компании?” и нарисуйте персонаж на нем. Поделите группу на четыре небольшие подгруппы и выдайте каждой карточку с описанием типовой ситуации (в случае, если число игроков меньше семи, все четыре ситуации имеет смысл проработать в одной группе). Участники должны решить, что сказал или сделал бы персонаж в описываемой обстановке.
7. Соберите всех вместе и выслушайте доклад каждой из групп. Запишите все ответы и попросите рассказать, какие ценности, с точки зрения участников лежат в основе поведения персонажа.
8. Перейдите к плакату “Как выглядит общество нашей компании?” и снова нарисуйте в его центре вашего персонажа. Спросите группу, с каким персонажем они хотели бы проводить время? К какой группе он принадлежит? В каких мероприятиях принимает участие? Что общего у его друзей друг с другом? Чем характеризуется его общество? Запишите ответы на плакат.
9. Затем нарисуйте персонаж в центре плаката “Что отличает нашу компанию?”. Спросите группу, чем данный персонаж отличается от остальных членов сообщества? Чем он выделяется? Каковы его сильные стороны? Что он мог бы делать лучше? Почему его хотят заполучить в команду? Запишите ответы на плакат.
10. Нарисуйте персонаж в центре последнего плаката “За что наша компания борется?”. Теперь нужно представить его жизненную цель. Какие мотивы им движут. Что может заставить его не спать ночью? Что он делает для людей? Что он пытается доказать? Какие препятствия он встречает на пути? Запишите ответы на все эти вопросы.
11. Подведите итоги творческого поиска и подумайте над личностью и индивидуальностью созданного группой персонажа. Обсудите реализацию характерных черт, ценностей и вариантов его поведения на примере настоящих или потенциальных функциональных характеристик, связанных с идеологией компании.
Рекомендации для проведения игры по разработке идеологии
- Самые лучшие результаты эта методика дает в случаях, когда участникам удается отбросить недоверие и проникнуться идеей наличия у идеологии компании черт характера, системы ценностей и жизни.
- Для многих это сложно, поэтому настолько важна нарисованная иллюстрация и задаваемые вопросы. Особое внимание следует обратить на выбор имени персонажа. Когда его называют его по имени, становится намного проще вообразить, что перед группой человек, а не объект или процесс.
- Качественное проведение игры и последующая обработка полученных результатов может потребовать привлечения профессионального игротехника.
В результате применения этой методики мы получаем хорошо проработанную идеологию компании, которую понимают и принимают сотрудники – участники игры. А оформленную и визуализированную идеологию можно передавать другим членам коллектива и новичкам.