Мозговой штурм. Как включить креативность
Включить креативность можно, уж мы это точно знаем! 🙂 Креативность участников в ходе деловой игры MatriX, как, в прочем, и в любом другом мозговом штурме, – процесс управляемый. Это подразумевает обязательное наличие у ведущего умения профессиональной работы с групповой динамикой.
Андрей Донских – бизнес-тренер, консультант и игротехник делится приемами из собственной практики, как включить креативность участников.
Часто мозговые штурмы и стратегические сессии могут заходить в тупик. Генерация новых идей прекращается. Обсуждение затихает.
Есть ряд признаков, по которым можно понять, что процесс застопорился:
-
- Упала групповая энергетика, возможно игроки просто устали.
- Резко сократилось количество предлагаемых игроками идей или они попросту отсутствуют. Все в растерянности молчат.
- Застопорился процесс обсуждения. Игроки вновь возвращаются к старым темам. Дискуссия затягивается.
Что же следует предпринять, чтобы по-новой включить творческое мышление игроков. Я использую следующие приемы:
Рассказываю истории
Самые разные. Особенно на начальном этапе деловой игры. Данный прием позволяет “включить” игроков и настроить их поиск эффективных решений. Вот, к примеру, из историй:
К старому охотнику чукче приехал внук. И вместе они отправились охотиться на белого медведя. Ищут добычу день, второй, третий. От родного чума отошли очень далеко. И наконец, нашли. Внук решил показать, какой он меткий. Вскинул ружье и выстрелил медведю прямо в глаз. Стоит и ждет от деда похвалы. А тот говорит ему: “Бежать надо было, однако. Меньше бы пришлось тебе убитого зверя на себе тащить”. Такой вот пример, как включить креативность по-чукотски.
Использую вопросы-вызовы
Это фокусированные вопросы, позволяющие направить размышления игроков в новом направлении, например:
-
- Предложите идеи, как это сделать проще?
- Подумайте, как это сделать лучше?
- Озвучьте, как это сделать эффективнее?
- Предположите, как это можно сделать по-другому?
Также задаю специализированные вопросы, которые учитывают бизнес-тематику клиента. Перечень подобных вопросов заранее готовлю на основе информации, полученной из “Резюме компании”. Примеры вопросов:
-
- Решите, какими способами можно добиться поставленных показателей?
- Предположите, какие препятствия предстоит преодолеть?
- Подумайте, как следует изменить систему мотивации сотрудников?
- Каким образом вы собираетесь увеличивать долю рынка?
Предлагаю оценить прошлое
Иными словами, пройтись по уже зафиксированным идеям и сделать промежуточные выводы. При этом уточняю:
-
- Вспомните, все ли прозвучавшие мнения были услышаны?
- Оцените, все ли важные моменты были вами учтены?
- Посмотрите, не было ли чего-то упущено?
- Подумайте, что еще существенное можно добавить?
Держу паузу
При необходимости включить креативность участников произношу короткое: “Ну и…” и около минуты молча смотрю на участников деловой игры внимательным, открытым и располагающим к общению взглядом. И тут, как в детстве, главное сдержаться и не начать говорить первым.
Призываю двигаться дальше
Предлагаю игрокам перейти к дискуссии по другим вопросам, а к обсуждению тупиковой проблемы вернуться чуть позже.
Использую метод ассоциаций
Он хорошо себя зарекомендовал во время проведения различных тренингов, мозговых штурмов и стратегических сессий. Постоянно пополняю подборку ярких, драматичных или динамичных слайдов: сплав по горной реке, бой на ринге, марафон, военная тематика и т.д.
Прошу игроков сосредоточиться на картинках и подумать: каким образом можно улучшить положение изображенных людей и помочь им добиться успеха? Участники наперебой начинают предлагать различные идеи. Затем уточняю, какие ассоциации возникли в связи с уже их проблемой и ее решением.
Данную методику еще называют “раскачиванием” – люди отыскивают новаторские решения путем выстраивания новых ассоциативных связей. Они начинают в ином свете видеть собственную ситуацию и уже обращают внимание на новые возможности, а не на тупики. И результате появляются новые креативные решения.
Объявляю перерыв
Даже, если его срок по регламенту еще не наступил. Все зависит от игровой ситуации. Пусть перекурят, попьют чай, кофе, а я в этот момент обязательно проветрю помещение. Другой вариант перерыва – физкультминутка. И вновь за работу. Так им бывает проще вновь включить креативность.
Заполняем вместе с участниками матрицу креативных идей
Данный прием хорошо подходит для финальной стадии деловой игры и вполне может служить альтернативой описанному ранее NUF-тесту.
Заполняя матрицу, участники записывают идеи, затем выстраивает их рейтинг и оценивают с точки зрения затрат и сложности внедрения.
Продукт | Сервис | Оплата | Маркетинг | Логистика | SMM | |
---|---|---|---|---|---|---|
Два в одном | ||||||
Измени параметр | ||||||
Возьми с других сфер жизни | ||||||
Примени свой продукт в других сферах жизни | ||||||
Подсмотри у конкурента | ||||||
Сочетай несочетаемое |
Лучше, когда над матрицей работает сразу несколько человек, в режиме мини мозгового штурма. Это позволяет лучше включить креативность. Участники вместе обсуждают: какой вариант и в какой ячейке таблицы заполнить. Например:
-
- Что можно взять у конкурентов? Ценовую политику, дизайн, ассортимент, качество изделий и т.д.
- Как можно использовать “два в одном”? Скомбинировать цену с доступностью товара: готов ждать дольше – платишь меньше и т.д.
- Как сменить формат? Сделать услугу доступнее, изменить ее, расширить ассортимент и т.д.
- Что взять из другой сферы? Как можно использовать приемы сетевого или интернет-маркетинга в обычной торговле и т.д.
Работаю с Анкетой “Анализ возможностей”
Отличный инструмент, чтобы включить креативность участников и быстро сгенерировать новые идеи в ситуации, когда обсуждение зашло в тупик.
Анкета состоит из четырех шагов:
Первый шаг. Меняем единицу бизнеса:
-
- Каким другим способом вы можете преподнести товар / услугу клиенту?
- Какие варианты и способы платежей вы ему предложите?
- Как вы дадите клиенту именно то, что ему действительно нужно?
Второй шаг. Корректируем эксплуатацию активов:
-
- Кого из внешних консультантов вы способны привлечь?
- От каких активов вам необходимо избавиться?
- Каким образом вы можете использовать чужие активы?
- Как вы будете использовать свои активы более интенсивно?
Третий шаг. Исправляем показатели эффективности:
-
- Как вы улучшите оценку своей эффективности?
- Какие новые технологии вы в состоянии применить в бизнесе?
- По каким показателям производительности вы можете опередить конкурентов?
Четвертый шаг. Увеличиваем скорость денежного потока:
-
- Каким образом вы можете ускорить получение денег от клиента?
- Какие платежи вы способны отсрочить?
- Могут ли платежи поступать чаще?
Оцениваю принимаемые решения
Также на этапе завершения деловой игру рекомендую использовать батарею оценочных вопросов, которые помогают критически оценить ценность и перспективность прозвучавших идей и выявить наиболее приоритетные.
-
- Отвечает ли идея интересам клиентов?
- Каким образом она позволит усилит имидж компании?
- Как идея повысит доверие к компании со стороны клиентов?
- Готова ли компания отказаться от получения краткосрочной прибыли ради повышения ее величины в будущем?
- Пойдет ли компания по пути инноваций?
- Будет ли компания владеть передовой технологией?
- Насколько это увеличит конкурентоспособность бизнеса?
И главное, вам нужно обязательно верить, что участники деловой игры или мозгового штурма могут включить свою креативность и генерировать инновационные идеи. Важно замотивировать игроков на продуктивную работу и показать им, что их интересы напрямую связаны с результатами обсуждения.