Главная / Менеджмент / Процесс делегирования: что, кто, кому, когда

Процесс делегирования: что, кто, кому, когда

Процесс делегирования: что, кто, кому, когда

Процесс делегирования: что, кто, кому, когда

Процесс делегирования часто характеризуют как просто любую постановку задач. Для того, чтобы инструмент работал, необходимо прежде всего четко определить, что он из себя представляет.

Делегирование – это процесс передачи и приема полномочий и ответственности. Это инструмент мотивации и развития сотрудников, позволяющий экономить время руководителя и способствующий повышению эффективности деятельности работников.

Процесс делегирования, а именно то, каким образом он осуществляется, какой выбирается тип контроля, как ставится и мотивируется цель, существенно влияет на мотивированность как сотрудника, так и его руководителя.

Основная специфика делегирования, его отличие от обычного оперативного управления заключается в том, что делегируемые задачи, как правило, не включены в список функциональных обязанностей сотрудника (в должностную инструкцию). Грубо говоря, сотруднику поручается сделать то, что, в общем-то, он делать не обязан. Именно поэтому “психологическая тональность” делегирования несколько иная, нежели у традиционных в управлении приказов или распоряжений; делегирование, скорее, ближе к просьбе.

Анекдот в тему. Два управленца обедают. Внезапно один из них откладывает вилку, задумывается и произносит, обращаясь к соседу: «Слушай, вот мы обедаем — это управленческая деятельность или исполнительская?» Второй перестает жевать, тоже на некоторое время погружается в раздумье, затем уверенно отвечает: «Конечно, управленческая! Ведь, если бы была исполнительская, мы бы ее кому-нибудь поручили»!

Процесс делегирования: что, кто, кому, когда

Как и в любом анекдоте, здесь есть доля истины: обед — это не управленческая деятельность, но и не исполнительская. Это личное дело руководителя. И такие дела не подлежат делегированию, передаче иным лицам.

В то же время исполнительские функции также не делегируются — они поручаются. Если задача относится к области компетенций сотрудника, то руководитель ставит ее перед ним.

Процесс делегирования – это в строгом смысле этого слова передача подчиненному:

    • задачи или действия из сферы деятельности руководителя;
    • необходимой компетенции;
    • функциональной ответственности (в специальной сфере).

При этом следует учесть, что управленческая ответственность за руководство не делегируется!

Процесс делегирования зачастую откладывается со словами — «некогда». Руководитель попадает в замкнутый круг — для того чтобы высвободить время, необходимо делегировать. Для грамотного делегирования задачи необходимо время. Для того чтобы было, кому делегировать, — требуется время на подготовку сотрудников. А времени нет!

Делегирование — это принцип жизни «во втором квадрате» — там, где важные задачи еще не стали срочными и можно доверить их выполнение сотруднику.

Предмет делегирования
Нужно делегировать:Можно делегировать:Нельзя делегировать:
· простые задачи технического (вспомогательного) характера;

· рутинную (простую и однотипную) работу;

· подготовительную работу;

· узкоспециализированные экспертные задачи;

· задачи, которые другие могут выполнить быстрее и экономичнее;

· не срочные задачи, которые сотрудник качественно может решить сам.
· представительские функции в некоторых ситуациях;

· частные задачи, требующие уникальных качеств (квалификации, опыта) сотрудника;

· «обучающие» задачи, требующие приемлемых затрат на обучение и инструктаж сотрудника;

· комплексные задачи, имеющие невысокую степень риска.
· стратегические функции руководителя по определению целей, задач, стратегий и т.п.;

· масштабные финансовые вопросы;

· кадровые перемещения;

· управленческие решения по результатам контроля (поощрения или наказания);

· задачи особой важности, высокой степени риска;

· вопросы безопасности.

Читайте также:
Вверх