Модерация и фасилитация стратегических сессий и совещаний
Модерация и фасилитация – два метода для управления дискуссией, позволяющие сделать еженедельные рабочие совещания, стратегические сессии и даже мозговые штурмы более эффективными. Модерация и фасилитация могут обеспечить прорыв в делах, мыслях и идеях.
Используя инструменты модерации и фасилитации, дающие возможность направлять обсуждение, можно более качественно и результативно спланировать и провести корпоративное совещание, конференцию, стратегическую, креативную или проблемную сессию.
В чем отличие модерации от фасилитации?
Очень часто между словами “модерация и фасилитация” ставят знак равенства. И это не случайно. Внешне эти два процесса группового обсуждения очень схожи. И модератор, и фасилитатор не должны влиять на конечный продукт обсуждения и навязывать свое мнение. И оба эти метода используют практически один и тот же инструментарий.
Отличие же модерации заключается в том, что она больше носит скорее сопроводительный, процессный характер. Задача модератора — помогать группе, предлагая различные инструменты. Задача фасилитатора — помогать группе прийти к принятию согласованного решения.
Где можно использовать модерацию?
Модерацию как метод группового обсуждения можно применять при проведении:
-
- собраний и совещаний;
- пресс-конференций и круглых столов;
- форсайт сессий;
- конференций (без необходимости принятия решений).
Где можно использовать фасилитацию?
Фасилитация (от англ. facilitate — помогать) — форма работы с группой для выработки решения повышенной сложности, либо повышенной важности. Ее можно применять при проведении:
-
- креативных совещаний, направленных на выработку новых решений и подходов;
- разрешении конфликтов и разногласий;
- стратегических сессий, направленных на прогнозирование и разработку.
С помощью фасилитации можно решать следующие производственные и бизнес-задачи:
-
- разработка стратегии, постановка целей и их декомпозиция;
- разработка основных элементов корпоративной культуры;
- обсуждение структуры компании и внесение необходимых изменений;
- принятие маркетинговых решений;
- обсуждение внутренних процессов и проектов компании;
- проведение любых проблемных совещаний и т.п.
Как правило, модерация и фасилитация проводится с привлечением внешнего специалиста. Помимо того, что внешний консультант хорошо владеет методикой проведения группового обсуждения, он еще и занимает независимую экспертную позицию относительно компании.
Кроме того, профессиональный модератор или фасилитатор может грамотно управлять групповой динамикой, помогая избежать затягивания или, наоборот, слишком поспешного разрешения вопросов, предотвращения конфликтных ситуаций, бурного и неконструктивного обсуждения.
Опытные модераторы и фасилитаторы в состоянии справится и с такой сложностью, как подготовленность и мотивированность самих участников. Сопротивление некоторых участников, негативизм, обесценивание результатов, отказ соблюдать правила и алгоритмы — все это решаемо.
Например, у нас есть опыт сопровождения рабочих совещаний руководителей компаний, посвященных обсуждению итогов года, разработке системы взаимодействия структурных подразделений компании, презентации новых проектов. Процессу подготовки участников к таким совещаниям мы уделяем много внимания, вплоть до того, что развиваем навыки выступления и презентации у ключевых спикеров.
Помимо улучшения качественных показателей работы сотрудников компании, модерация и фасилитация повлияли и психологический климат в коллективе. Можно было наблюдать возросшую вовлеченность сотрудников в жизнь компании и командообразующий эффект.
Модерация и фасилитация. Преимущества использования:
-
- управление, снижение эмоционального напряжения при обсуждении острых вопросов;
- быстрота выработки вариантов и достижения согласия относительно окончательного решения;
- составление плана конкретных действий по реализации выбранного решения;
- возможность всем участникам почувствовать свой вклад в выработку решения и принятия персональной ответственности.