[googlemaps https://www.google.com/maps/embed?pb=!1m18!1m12!1m3!1d2179.3941780182968!2d53.26921!3d56.890629999999994!2m3!1f0!2f0!3f0!3m2!1i1024!2i768!4f13.1!3m3!1m2!1s0x43e13ec9c1082c9d%3A0xc08a78e3ee31c64b!2z0JrQvtC90YHQsNC70YLQuNC90LPQvtCy0LDRjyDQs9GA0YPQv9C_0LAg0JTQvtC90YHQutC40YU!5e0!3m2!1sru!2sru!4v1435742553842&w=600&h=450]
Главная / Идеи и решения / Тапками не кидаться! Организовываем процесс генерации идей

Тапками не кидаться! Организовываем процесс генерации идей

Тапками не кидаться! Организовываем процесс генерации идей

Тапками не кидаться! Организовываем процесс генерации идейДля чего обычно проводят рабочие собрания и встречи? Как правило, для решения проблем насущных. Идеальная картинка: участники работают в темпе бесконечной генерации идей, слаженно и в условиях полного взаимопонимания.

В реальности же картинка другая: сильные характером участники пытаются отстоять свою точку зрения, молчаливые сотрудники делают всё, чтобы их скорее отпустили, появляются недосказанности, недоработки, недовольства и еще много разных «недо». Рабочая обстановка или вялая, или наоборот, излишне напряженная.

Чтобы организовать продуктивный сбор информации и идей без лишнего кровопролития и головной боли, зовите фасилитатора. Его задачи: обеспечить обмен информацией между участниками, поработать «переводчиком», чтобы добиться от группы одинакового понимания темы и смысла всего, что прозвучит на собрании.

Для такой работы фасилитатор использует несколько инструментов:

    • доклады и выступления по схеме ТАПОК;
    • дискуссии;
    • ответы по кругу;
    • мозговой штурм;
    • метод номинальных групп;
    • метод Галерея.

Разберем каждый метод подробнее.

Доклады и выступления по схеме ТАПОК

Кратким и конкретным — вот таким должно быть выступление каждого участника собрания. Когда в голове слишком много идей и соображений, легко уйти в сторону от обсуждения и случайно отнять время других выступающих. Чтобы этого не произошло, фасилитатор может предложить участникам использовать схему ТАПОК:

    • Т — точка зрения. Участник заявляет о своем взгляде на проблему.
    • А — аргумент. Приводит аргументы в защиту своей точки зрения.
    • П — пример. Подкрепляет аргументы примерами.
    • О — обобщение. Делает общий вывод из всего, что сказал раньше.
    • К — конец выступления.
Дискуссии

Все более или менее представляют себе, что такое дискуссия. Вот что говорит словарь: дискуссия — это взаимодействие двух или более людей, объединенных темой, представляющей общей интерес. Однако нередко цивилизованное обсуждение выходит из-под контроля и перерастает в жаркий спор. Конечно, горячо спорить уместно и даже нужно в некоторых ситуациях, но рабочая встреча — явно не тот формат общения 🙂

Задача фасилитатора — модерирование дискуссии. Он задает участникам вопросы, предоставляет слово, призывает к более четкому высказыванию мыслей и идей, завершает дискуссию. Хорошо, если обсуждение пойдет по заранее подготовленным фасилитатором вопросам.

Дискуссионное время должно быть ограничено — например, 30-45 минут, в зависимости от количества участников.

Ответы по кругу

Метод ответов по кругу похож на дискуссию, но здесь участники отвечают в строгом порядке (например, следующим высказывается тот, кто сидит слева от выступающего) и не перебивают друг друга. Никто не отвечает дважды, пока не выступят все. Метод хорош тем, что избавляет рабочую группу от давления идей наиболее энергичных и напористых коллег.

Мозговой штурм

Можно воспользоваться методом мозгового штурма или его альтернативами. В самых общих чертах методика выглядит так:

    1. Постановка проблемы. Фасилитатор записывает проблему на листке бумаги, кратко, ясно и четко.
    2. Правила. Участникам объясняются основные правила: в ходе мозгового штурма принимается любая идея — хорошая, плохая, фантастическая, абсурдная, обыкновенная и т.д. Главное в мозговом штурме — количество идей, а не их качество. Каждая идея записывается в том виде, в котором была предложена. Развитие идей и их дополнение поощряется. Время штурма ограничено.
    3. Выработка идей. Генерация идей как она есть: фасилитатор быстро записывает всё, что было сказано участниками.
    4. Прояснение смысла. После того, как время штурма вышло, участники задают друг другу уточняющие вопросы по поводу той или иной мысли.
    5. Оценка. Путем оценки идей выбираются лучшие и перспективные из предложенных.
Метод номинальных групп

Если стоит задача получить более качественные идеи, можно применить метод номинальных групп. В отличие от мозгового штурма, здесь нет бурного совместного обсуждения идей: участники работают самостоятельно, без обсуждения заранее. Шаги:

    1. Формулировка проблемы. Так же, как и в мозговом штурме: четко и ясно.
    2. Самостоятельная работа. Участники записывают свои идеи, не обсуждая ничего друг с другом.
    3. Записывание идей по кругу. Фасилитатор просит каждого зачитать наиболее удачную, на взгляд участника, идею, которую потом записывает на листок к сформулированной проблеме. Нельзя повторять уже высказанные решения. Обсуждения так же на этом этапе не разрешены.
    4. Обсуждение идей. Фасилитатор проверяет, все ли участники одинаково понимают мысли своих коллег. Цель этапа — именно понимание, а не согласие или неприятие.
    5.  Оценка.  Участники выбирают 3-5 лучших идей, записывают их на карточки, которые отдают фасилитатору. Он подсчитывает голоса и объявляет результаты.
Метод Галерея

Последний метод носит название Галерея неспроста. Этот метод позволяет обсудить в малых группах сразу большое количество вопросов, а затем продемонстрировать результаты работы сразу же. Как провести:

    1. Формулировка проблемы. Выделяются основные задачи. Допустим, у нас их 5.
    2. Деление на группы. Если задач 5, то и групп тоже 5.
    3. Постановка задачи. Фасилитатор распределяет между группами задачи — кто над чем будет работать.
    4. Работа малых групп. Группа решает свою проблему. На обсуждение и запись идей на отдельном листке бумаги дается 5-10 минут.
    5. Переход малых групп на доработку задачи соседа. Группы меняются своими листками с идеями, например, справа налево. Взгляд со стороны приносит много новых идей. То, что группа не поняла в листке соседа, выделяется знаками вопросов. Через 5 минут группы меняются листками дальше. В нашем случае, через руки каждой группы должно пройти 5 соседских наработок.
    6. Возвращение домой. Группы изучают идеи, предложенные другими участниками, дорабатывая свои решения.
    7. Презентация результатов. Группа объясняет, как они решили проблему, делятся своими идеями. Другие группы могут комментируют проделанную работу.
Читайте также:
Вверх