[googlemaps https://www.google.com/maps/embed?pb=!1m18!1m12!1m3!1d2179.3941780182968!2d53.26921!3d56.890629999999994!2m3!1f0!2f0!3f0!3m2!1i1024!2i768!4f13.1!3m3!1m2!1s0x43e13ec9c1082c9d%3A0xc08a78e3ee31c64b!2z0JrQvtC90YHQsNC70YLQuNC90LPQvtCy0LDRjyDQs9GA0YPQv9C_0LAg0JTQvtC90YHQutC40YU!5e0!3m2!1sru!2sru!4v1435742553842&w=600&h=450]
Главная / Идеи и решения / Почему руководителю нужны навыки фасилитации

Почему руководителю нужны навыки фасилитации

Почему руководителю нужны навыки фасилитации

Навыки фасилитации нужны всем, кто так или иначе проводит групповые встречи. И руководителям в том числе. Вряд ли сегодня найдется хоть один взрослый человек в полном расцвете сил, который хотя бы раз в жизни не присутствовал на собрании, совещании или на других подобных мероприятиях.

Как правило, во время всех этих встреч ты либо засыпаешь, либо пытаешься спрятаться за спину коллеги, чтобы тебя не заметили, либо смотришь в окно и думаешь «Когда же вы перестанете переливать из пустого в порожнее»…

А так хочется, чтобы совещания, собрания, рабочие группы, круглые столы, конференции и т.д. проходили более продуктивно. Руководитель, как никто другой, заинтересован в том, чтобы достигать большего результата с меньшими потерями времени, денег и других ресурсов.

И вот вопрос: как научиться более уверенно и эффективно управлять взаимодействием других людей? Ответ один — развивать навыки фасилитации. Это позволит:

    • грамотно организовывать обмен информацией;
    • четко формулировать проблемы;
    • находить варианты их решения;
    • комплексно подходить к принятию решений.
Так ли нужны навыки фасилитации руководителю?

По результатам одного исследования, в котором приняло участие более 2 тысяч собственников бизнеса и топ-менеджеров, выяснилось, что 87% опрошенных судят о способностях людей к менеджменту по тому, как хорошо они проводят совещания.

Как правило, руководители сами ведут групповые встречи и вынуждены брать на себя сразу 3 роли: источник власти, организатор процесса обсуждения и лицо, отвечающее за результат мероприятия. А это очень тяжело и не каждому под силу.

Использование методов фасилитации позволяет руководителю занять нейтральную позицию и непредвзято отнестись к обсуждаемому вопросу. Такой подход повысит вероятность выработки устраивающего всех решения и позволит распределить ответственность между участниками процесса.

Развивая и применяя навыки фасилитации, руководитель отказывается от роли эксперта и занимает позицию ведущего, который сопровождает деятельность участников. Играя эту роль, необязательно знать «правильные ответы», но необходимо знать, как их искать, и уметь подвести сотрудников к оптимальному решению. Руководитель — фасилитатор способен указать направление и способ эффективных действий во время группового обсуждения.

Какие функции выполняет руководитель — фасилитатор?
    • Разрабатывает план проведения групповой встречи (совещания, круглого стола, собрания и т.д.);
    • Подбирает методы фасилитации, соответствующие плану и стоящим задачам;
    • Направляет работу группы сотрудников и следит за тем, чтобы обсуждение шло по составленному плану;
    • Поддерживает адекватные модели поведения и коммуникацию участников, поощряет активное участие и не допускает появления «кружков по интересам»;
    • Фиксирует на флип-чате, модерационной стене и т.д. мысли, идеи, обязательства, высказанные сотрудниками;
    • Подводит промежуточные итоги и проясняет направление обсуждения;
    • Помогает участникам сделать выводы и способствует принятию решений.

Во время обсуждения фасилитатор может:

    • Задавать вопросы;
    • Предоставлять необходимую информацию;
    • Общаться с группами сотрудников;
    • Поощрять инициативу и индивидуальные высказывания участников;
    • «Разруливать» конфликтные ситуации;
    • Переадресовывать группам или отдельным участникам обращенные к нему вопросы и комментарии;
    • Помогать делать выводы и способствовать принятию решений;
    • Подводить итоги, обобщать полученную от участников информацию и предоставлять ее в удобном для дальнейшей работы виде.

При этом важно помнить, что фасилитатор НЕ может:

    • Критиковать предложения участников;
    • Пользоваться своей властью, как руководителя, и проталкивать собственные идеи;
    • Навязывать свое мнение;
    • Принимать серьезные решения по процедуре проведения встречи без консультаций с сотрудниками;
    • Тратить время участников на свои пространные комментарии и умозаключения.

Как показывает наш опыт, умения и навыки организации обмена мнениями и принятия решений на групповых встречах очень нужны руководителям разных уровней. Поэтому, наш вам совет: осваивайте навыки фасилитации и расширяйте свои управленческие компетенции.

Читайте также:
Вверх