Главная / Идеи и решения / Яблоки и 120 комнат: креативные методики для поиска решений

Яблоки и 120 комнат: креативные методики для поиска решений

Яблоки и 120 комнат: креативные методики для поиска решений

Яблоки и 120 комнат: креативные методики для поиска решенийКреативные методики хороши тем, что требуют для своего проведения минимум затрат. Стикеры, ватман, карандаши, фломастеры — обычно это всё, что необходимо для поиска новых решений. К тому же, методики разнообразны: для одной нужно посидеть в тишине, в другой — притвориться танцором.

Различают три вида методик: открывающие, исследовательские и закрывающие. Пробуйте каждый метод на вкус, выбирайте наиболее эффективный для решения задач вашей компании здесь и сейчас.

Открывающие методики
Метод Киплинга

Описание. Метод основан на известном стихотворении Р. Киплинга (того самого, который написал «Маугли»). Отсюда же происходит другое название техники — 5W1H (what, where, when, who, how). Таким образом, метод Киплинга позволяет посмотреть на проблему с разных сторон  с помощью вопросов: Что? Где? Когда? Как? Зачем? и Кто?

Цель. Метод позволяет открыть новые точки зрения на проблему. Также он полезен при выборе идеи для дальнейшего развития.

Методика. Рассматривайте проблему через 6 ключевых вопросов. Далее можно задать дополнительные вопросы (сколько, к чему, зачем и т.д.). Записывайте ответы на бумагу.

Важно! Не пропускайте  вопросы, даже если ответы на них просты и очевидны. Не зацикливайтесь на одном ответе: детализация отнимет время и силы участников.

Подходит для группы до 12 человек и требует 15-45 минут времени.

Ролевой мозговой штурм

Описание. Мозговой штурм — одна из базовых техник для поиска свежих решений со множеством вариаций. Ролевой мозговой штурм предполагает примерку на себя нестандартного для участника образа: банкира с Уолл-стрит, танцовщицы в Мулен Руж, актера Большого театра и т.д. Ограничений в выборе персонажа нет.

Цель. Придумать решения, которые прежде было невозможно представить. Это весело, а с помощью смеха и веселья участники проще делятся своими идеями.

Методика. Прикрепите на стену большой лист бумаги. Каждый участник входит в выбранную роль — например, в роль известного театрального актера. Для усиления эффекта можно подобрать одежду и реквизит. Теперь, делясь своими идеями на бумаге, ему нужно действовать, как актёру: говорить, жестикулировать или драматизировать. 🙂

В конце, когда все роли сыграны, а мысли записаны, лучшая идея выбирается с помощью голосования.

На весь мозговой штурм обычно требуется 30-45 минут.

Яблоки

Описание. Это простое упражнение, направленное на активизацию творческой мысли участников. Выполнять его можно как в группе людей, так и в одиночестве. Максимальное количество участников — 6 человек.

Цель. Активизация восприятия и творческих способностей участников.

Методика. Раздайте листы бумаги участникам. Попросите заполнить его как можно большим количеством нарисованных яблок за 10-15 минут.

Важно! Упражнение выполняется в тишине в течение 10-15 минут.

Обратный мозговой штурм

Описание. Эта методика направлена на создание абсолютно ужасных и провальных решений. 🙂

Цель. Метод от противного поощряет исследование новых решений с помощью негативного мышления. Он позволяет по-новому взглянуть на разумные идеи и использовать вещи, которые раньше казались бесполезными.

Методика. Группе до 15 человек задается вопрос, на который нужно найти несколько плохих решений. Например, «Что нужно сделать, чтобы всегда опаздывать на работу?». Собирая в решение множество минусов и отталкиваясь от них, группа выводит одну хорошую, положительную идею.

Как правило, требуется 10-30 минут.

Мозговой штурм на основе изображений

Описание. Современный человек мыслит образами. Отвлекитесь от слов — включите в работу изображения, фотографии, рисунки, вырезки из журналов и т.д.

Цель. Этот метод стимулирует поиск новых точек зрения на решение или проблему с помощью визуальных образов.

Методика. Приготовьте подборку самых разных иллюстраций. Показывайте группе из 2 — 6 человек каждую картинку по 1 минуте. За это время все должны записать свои ассоциации с изображением. Далее соедините ассоциации и решаемый группой вопрос

На все про все уйдет 15-30 минут.

Освободите мозг

Описание. С помощью этого метода можно освободить голову от всевозможных задач и организовать место для новых.

Цель. Этот метод освобождает место для новых идей и позволяет начать с чистого листа. Его можно использовать для структурирования мыслей и задач в уме.

Методика. Метод включает в себя 2 этапа:

  1. Выпишите на листок все задачи, которые крутятся в вашей голове. Выписывайте их хаотично, как получается. На этом этапе порядок не имеет значения.
  2. Придумайте организацию своего списка задач. Например, разделите их по тегам: семья, друзья, работа. После выделите 10 первостепенных задач и начните их решать. По мере выполнения — вычеркивайте.

Подходит для группы до 12 человек. Время выполнения 2-20 минут.

Визуальный мозговой штурм

Описание. При визуальном мозговом штурме участники вместе в произвольном порядке делают рисунки. Это стимулирует невербальную активность правого, творческого, полушария, что полезно при поиске новых точек зрения, идей и мыслей относительно проекта.

Цель. Используйте метод, когда необходимо развить старые идеи новыми мыслями.

Методика. Поместите на стенах ватманы. Выдайте участникам маркеры и фломастеры разных цветов. Один участник должен начать рисовать — затем его рисунок продолжает другой человек, и так по порядку, пока каждый не нарисует эскиз от себя.

Могут участвовать до 30 человек. На рисование выделяется от 2-х до 60-ти минут.

Исследовательские методики
120 комнат

Описание. Этот метод — настоящий вызов: участникам нужно «заселить» свои идеи в 120 комнат.

Цель. Этот метод хорошо подходит для ситуации, где нужно подтолкнуть команду и ускорить работу над проектом. Его цель состоит в том, чтобы заставить группу из 2-15 человек подумать о дополнительных направлениях разработки в рамках проекта или сессии.

Методика. У дома со 120 комнатами для каждого помещения есть свое предназначение. Команда должна продумать содержание и функции каждой комнаты. Позвольте участникам мыслить абсурдно: комната с бассейном из поп-корна — это отличная затея.

Важно! Оставлять комнаты пустыми нельзя. Время на выполнение 5-25 минут.

Случайные слова

Описание. Отдельные слова, статьи, истории, твиты — всё можно использовать как материал для поиска новых ассоциаций.

Цель. Этот метод стимулирует поиск новых точек зрения на решение или проблему, которая перед вами стоит.

Методика. Показывайте группе из 3-10 человек случайные слова или твиты по 1 минуте. Каждый за это время должен записать свои ассоциации с этим словом. Затем соедините полученные ассоциации с решаемой проблемой.

Оптимальное время на выполнение 3-30 минут.

Закрывающие методики
Обратная связь «для чайников»

Описание. Обратная связь важна для подведения итогов работы группы от 2-х до 20-ти человек. Но иногда принимать её бывает достаточно трудно: каждый воспринимает фидбэк по-своему. Этот метод может привести обратную связь к равномерному распределению рекомендаций для каждого из участников.

Цель. Метод обеспечивает каждого участника рекомендациями по поводу дальнейшей работы.

Методика. Раздайте каждому участнику стикеры из расчета (N — 1) x 3, где N — количество участников группы. Каждый в итоге должен получить наборы из стикеров со словами «продолжай», «перестань» и «пора начать». Таким образом, участники высказываются о друг друге на стикерах, затем обмениваются ими в спокойном месте. Будьте готовы к тому, что многие воспримут рекомендации слишком эмоционально. В этом случае нужно дать время эмоциям утихнуть.

Времени требуется 20-60 минут.

Голосование за лучшую идею

Описание. Итак, вы получили массу новых идей. Пришло время двигаться дальше и решить, какие из них оставить, а от каких отказаться. Самый простой и демократичный способ выбора — голосование за лучшую идею.

Цель. Выявить лучшие идеи участников.

Методика. Закрепите ватман на стене. Выпишите все идеи. Попросите участников проголосовать за наиболее удачные. Далее проведите повторное голосование, но уже с оценками по шкале, например, от 1 до 5.

Подходит для группы от 2-х до 10-ти человек. Время: 10-25 минут.

4 элемента

Описание. Творческий процесс должен иметь как начальную, так и завершающую стадии. Модель этой методики состоит из четырёх элементов (увлечение, сочетания, дискуссия, 1-10) и описывает важные вопросы, необходимые для организации качественной работы над выбранной идеей.

Цель. Проверить идею по 4 критериям.

Методика. Есть четыре способа определить идею, располагающую группу к работе:

  1. Увлечение. Увлекает ли вас эта идея? Если нет, скорее всего, команда потерпит поражение, и клиент это заметит.
  2. Сочетания. Сократите число идей, не вычеркивая их совсем: многие из них могут быть похожи и станут полезными дополнениями основной идеи.
  3. Дискуссия. Примите сторону одной из идей и проведите дискуссию с участниками группы. Затем поменяйтесь идеями и вновь проведите дискуссию.
  4. 1-10. Оцените все идеи по шкале от 1 до 10.

Хорошо подходит для групп до 8 человек. Время: 5-15 минут.

Читайте также:
Вверх