Главная / Продажи и переговоры / Призывы: виды и функции

Призывы: виды и функции

Призывы: виды и функции

Призывы: виды и функции
Лиля Брик призывает всех за книгами в «Ленгиз»

Вопросы только восполняют нехватку информации, оставляя за собеседником право на принятие решения. Призывы же, в отличие от вопросов, не предлагают ему искать собственное решение, а дают уже готовое. Именно через призывы происходит непосредственное управление собеседником и ходом диалога.

Скрытые призывы

Скрытым призывом является информация, целенаправленно формирующая у адресата желание действовать или порождающая чувство необходимости действий. Скрытый призыв часто содержит в себе программу действий, то есть автор такого призыва программирует поведение человека, нередко используя методы речевого воздействия.

Скрытые призывы окружают нас повсюду. Например, скрытым призывом является безобидная , на первый взгляд, информация на доске объявлений: «В связи с переходом на летнее время изменяется расписание движения пригородных поездов. Справки по тел. 111-111». Эта информация носит сугубо практический характер и побуждает пассажиров обратиться за справкой об изменениях в расписании движения транспорта. Более того, автор призыва указывает способ совершения данного действия (телефонный звонок по указанному номеру), то есть формирует программу действий.

Скрытые призывы не содержат побудительных глаголов, но обязательно (скрыто или явно) включают образ адресата. Формировать такой образ можно в виде:

    • прямых обращений, например: «Уважаемые пассажиры». «Избиратели». «Граждане», «Жильцы дома №8» и т. д.;
    • косвенных обращений к сознанию людей: «Внимание». «Важная информация». «Распродажа». «Скидки». «Новинки» и т. п.

Примеры скрытых призывов:

    • плакат военного времени: «Родина-мать зовет»;
    • объявление: «Уважаемые жильцы дома №8. В связи с проведением гидравлических испытаний горячей воды не будет с 7 до 15 число текущего месяца. Приносим извинения. Управляющая компания»;
    • рекламный ролик: «25 декабря в ТРЦ «Талисман» состоится «Ночь горячего шопинга» Скидки до 50%»;
    • выпуск региональных новостей: «С 1 января ожидается рост тарифов на электроэнергию и коммунальные услуги на 14%»;
    • приказ по организации: «Авансовые отчеты сдаются в течение 3-х рабочих дней после возвращения из командировки»;
    • записка на столе: «Буду поздно. Целую».

Обратите, пожалуйста, свое внимание на то, какие книги читают ваши дети. В какие игры они играют? Какие интернет-сайты регулярно посещают? Какие мультфильмы любят смотреть? И т. д.

Зачастую в книгах, особенно идеологических, может быть сокрыто множество неоднозначных скрытых призывов. В компьютерных играх предлагается запрограммированный набор персонажей, обладающих порой чуждыми нам ценностями и установками. Всплывающая реклама, например, интимных услуг, всевозможных предсказаний «дат своей смерти» и т. п., может ранить не только неокрепшую детскую психику. Распитие на телеэкранах спиртных напитков, непременно фирменной этикеткой к зрителю, с детства формирует определенные модели будущего поведения. Перечисление можно продолжить до бесконечности.

Существует мнение, что скрытый призыв является более мягкой формой призыва по сравнению с открытым. Однако это не так: открытый призыв — более честный способ речевого воздействия на адресата, поскольку человек может осознавать, что на него оказывается влияние, и, соответственно, может принять меры по противодействию.

Прямые призывы

Открытый призыв может быть как прямым, так и косвенным. Прямым призывом является словесная конструкция:

    • либо содержащая в себе глагол в форме повелительного наклонения («Говори»; «Смотри»; «Пиши»; «Иди»; «Бери»; «Держи»; «Работай»; «Отдыхай»; «Делай»; «Думай»; «Запоминай»; «Решай»; «Поборемся»; «Избавим»; «Пойдем»; «Встанем»;
    • либо сходные данному наклонению речевые конструкции «пусть», «пускай», «да +…» («Пусть уходит»; «Да здравствует»; «Пускай сделает») или «давай», «давайте +…» («Давайте говорить»; «Давай споем»; «Давайте пойдем»; «Дадим отпор»).

Прямой призыв обязательно имеет своего адресата, того человека, на которого он направлен, кто должен действие выполнить: «граждане», «господа», «товарищи», «коллеги», «милые барышни и пацаны», «родные мои», «вы», «ты», «мы» и т. д.

Примеры открытых прямых призывов:

    • бытовое: «Пойдем выпьем!»;
    • народная мудрость: «Мойте руки перед едой!». «Семь раз отмерь, один отрежь». «Уходя, гаси свет»;
    • из песни: «Вставай, поднимайся рабочий народ. Иди на врага люд голодный»;
    • предвыборная агитация: «Голосуй сердцем»;
    • социальная реклама: «Заплати налоги и спи спокойно», «Позвоните родителям»; «Давайте вместе сделаем родной город чище».
    • коммерческая реклама: «Купи две «Х» и получи решетку для барбекю в подарок»;

В качестве еще одного примера приведу выдержку из текста рекламного буклета одного из иностранных учебных заведений, адресованного выпускникам российских школ: «…Задумайся о своем будущем уже сегодня. Пойми, что качественное профессиональное образование — это твой первый шаг в будущей успешной карьере. Прими решение сейчас. Подай заявку на обучение. И уже осенью приезжай в…».

Косвенные призывы

Косвенный призыв — форма открытого побуждения без использования форм глагола с побудительным значением. В косвенном призыве может не быть адресата речи. В этом случае используются только модальные глаголы, которые не обозначают никакого действия («Можешь»; «Должен»; «Обязан»; «Быть»). Они лишь выражают отношение к действию. Предложение строится без личных местоимений.

Примеры косвенных призывов:

    • «Необходимо оценить обстановку»;
    • «Можно считать разговор оконченным»;
    • «Нужно все тщательно обдумать (спланировать, взвесить, рассчитать, проговорить)».
Функции призывов

Призывы являются замечательным средством, позволяющим сделать процесс общения многогранным. Как и с помощью вопросов, посредством призывов с гораздо большей эффективностью можно:

    • получать информацию («Расскажи подробно»; «Покажи ярко»; «Поделись полно»; «Сформулируй четко») — или запрашивать ее («Предоставь мне подробный отчет»; «Озвучь реальные результаты»; «Приведи понятные доводы»);
    • узнавать впечатления («Поделись эмоциями»; «Опиши, что ты видел»; «Мне очень интересно, расскажи») — или выпытывать их («Ну, «колись» уже»);
    • побуждать к чему-то («Давай, сделай это»; «Прими решение»; «Согласись со мной») — или ослаблять интерес («Пойми, это все пустое»; «Прочувствуй, наконец, что тебе это не нужно. Поговори со мной о…»);
    • ссылаться на тему разговора («Вернись к теме»; «Вспомни, о чем мы с тобой говорим»; «Пойми, обсуждение данного вопроса для нас наиболее важно») — или слова конкретного человека («Как говорил Заратустра»);
    • выяснять мнение собеседника («Сформулируй свою точку зрения») — или приводить его к ошибочному мнению («Согласись, что ты не прав»; «Тебе важно другое»; «Выскажи вслух свои заблуждения»);
    • просить дать оценку («Оцени») — или внушить ее («Дай положительный отзыв»);
    • просить объяснений («Объясни мне») — или требовать оправданий («Аргументируй»; «Докажи, что ты прав»);
    • оперировать фактами («Посмотри на график»; «Цифры говорят о другом») — или скрывать их («Забудь то, что ты знаешь»);
    • стимулировать диалог («Ну, говори быстрей») — или обрывать его («Замолчи»; «Прежде чем продолжишь свою мысль — подумай»);
    • побуждать к активному общению («Ты так интересно рассказываешь») — или заставить человека замкнуться в себе («Пойми, твое мнение никому не интересно»; «Твои нелепые доводы скучны»);
    • успокаивать собеседника («Успокойся») — или провоцировать его («Да, тебе слабо»).

Функции призывов очень многообразны. Призывы не приглашают собеседника к поиску решений. Они дают уже готовые.

Читайте также:
Вверх