Главная / Идеи и решения / Штурмовое предупреждение: всё о мозговом штурме

Штурмовое предупреждение: всё о мозговом штурме

Штурмовое предупреждение: всё о мозговом штурме

Штурмовое предупреждение: всё о мозговом штурмеНаверняка вы не раз слышали или читали о мозговом штурме, или даже участвовали и проводили его сами. А может быть, вы даже не понимали, что это именно он. 🙂 Как и в любой другой креативной технике, в мозговом штурме есть свои «правила игры». Соблюдая их, на выходе вы получите идеи, с которыми можно работать. Как провести максимально эффективный мозговой штурм? Разбираемся ниже.

Как появился мозговой штурм

Отцом техники считается Алекс Осборн, один из основателей рекламного агентства BBDO. О мозговом штурме и подходах к нему Осборн рассказал в книге «Прикладное воображение» (англ. Applied Imagination) еще в 1953 году. Спустя почти 70 лет техника породила множество собственных интерпретаций, но основные правила остались прежними.

Зачем мозговой штурм нужен

Мозговой штурм направлен на поиск неформальных идей решения проблемы. В процессе штурма не обязательно руководствоваться только здравым смыслом: из любых сумасшедших предложений в дальнейшем могут получится вполне реальные способы решения задачи. Техника позволяет мыслить вне рамок. Таким образом, одним из главных правил в мозговом штурме является отсутствие критики в любой форме. Рассудительность ограничивает творчество.

Еще одно важное правило мозгового штурма: привлекайте к процессу сотрудников из разных сфер деятельности. Почему? У людей одного круга профессий примерно одинаковые знания и представления о решаемой проблеме. Соответственно, новому свежему взгляду в такой рабочей группе взяться просто неоткуда.

Соблюдайте баланс между участниками экстравертами и интровертами. Первые могут быть слишком шумными и отвлекаться на посторонние вещи, вторые постесняются произносить необдуманные идеи вслух. Исправить ситуацию поможет обычная запись идей на стикерах. Подчеркивайте, что важна каждая идея каждого участника.

Один за всех или все за одного?

К слову об интровертах и экстравертах: так же можно ввести практику индивидуального и группового мозговых штурмов. Оба способа проведения хороши по-своему, однако эффективнее всего они проявляют себя в паре.

Преимущества индивидуального мозгового штурма:

    • идеален для интровертов;
    • участник сосредоточен на своих идеях, не испытывая давления чужих слов;
    • нет «очереди» на озвучивание собственных мыслей;
    • открывается большая свобода для творчества.

Недостатки индивидуального мозгового штурма:

    • опыт одного человека несоизмеримо меньше опыта всей группы;
    • чаще подходит для решения простых задач.

Преимущества группового мозгового штурма:

    • отлично подходит экстравертам;
    • опыт группы больше и разнообразнее, чем опыт одного человека;
    • развитие идеи происходит быстрее;
    • обсуждать гениальные идеи в группе веселее. 🙂

Недостатки группового мозгового штурма:

    • необходимо поддерживать дисциплину и держаться курса решаемой задачи;
    • молчаливых или робких участников трудно уговорить на озвучивание своих идей вслух.

Таким образом, лучше совмещать две практики вместе. Например, метод перекрестной записи идей (одна из разновидностей мозгового штурма) основан на подобном совмещении.

Этапы мозгового штурма

В мозговом штурме три этапа:

1. Подготовка группы. Создайте комфортные условия для размещения группы. Убедитесь, что все оборудование готово и вам не придется бегать по этажам в поисках пишущего маркера во время процесса. Определите время, которое потребуется группе на первоначальное обсуждение проблемы. Привлеките к работе в группе специалистов разных областей. Назначьте человека, ответственного за запись идей. Если собранная команда друг с другом не знакома — пусть познакомятся (используйте приемы-ледоколы).

2. Разработка идей. Определитесь с вопросом, который решает группа: у участников должно быть единое понимание того, с чем им предстоит работать. Акцентируйте внимание на том, что важно количество идей. Далее можно дать время на индивидуальную работу на листочках или стикерах, а затем перейти к групповому обсуждению.

3. Руководство дискуссией. Поощряйте каждого, кто высказался или как-то по-иному внес вклад в развитие идеи. Блокируйте разговоры на сторонние темы. Не позволяйте никому критиковать чужие идеи. Всем должно быть максимально комфортно озвучивать свои самые странные мысли. Кто-то придумал тостер с музыкальным сопровождением? Замечательно! Спросите, будут ли в его репертуаре песни «Ленинграда». Однако, следите за тем, чтобы группа не застревала на одной идее слишком долго. Делайте перерывы по необходимости.

Полет фантазии — именно это в мозговом штурме ценится больше всего. При грамотном проведении эта техника превращается в генератор решений любых проблем и выходов из любых ситуаций.

 Читайте также:
Вверх