Главная / Мотивация / Сценарии поведения: как найти подход к любому

Сценарии поведения: как найти подход к любому

Сценарии поведения: как найти подход к любому 

Сценарии поведения: как найти подход к любому У многих людей есть повторяющиеся излюбленные сценарии поведения. Это объясняется тем, что все мы, живя и взаимодействуя в социуме, ограничены определенными условиями и факторами этикета. Так, ребенок может подойти к маме и сказать: «Пожалей меня, меня обидели» или: «Похвали меня, я ведь навел порядок у себя в комнате». Взрослый человек так поступить не может, а наше подсознание нуждается в самовыражении и подает сигналы с помощью специфических «сценариев».

При условии, что они повторяются довольно часто, мы можем понять, в каких мотивационных психологических факторах и сигналах нуждается человек. Мы можем расположить его к себе и мотивировать на взаимодействие.

Ниже рассмотрим сценарии поведения и правильные реакции на них.

Сценарий:  Ни на что не хватает времени / Такая нагрузка / Все не по мне

Порой человек действительно не умеет управлять своим временем, вследствие чего перегружен. А бывает, сотрудник не получает возможности карьерного роста, на который претендует, или работа сама по себе не дает человеку необходимого признания: «Я действительно значим, я действительно полезен, без меня нельзя обойтись». Такому человеку не хватает признания собственной значимости.

Правильная реакция:

      • Подтвердите эту значимость, периодически хвалите и поддерживайте разговор о том, как вы (возможно, не только вы, но и другие люди) цените то, что он делает. Подтвердите, что от его мнения и действий действительно многое зависит.

Неправильная (непродуктивная) реакция:

      • Давать советы по управлению временем, тем более упреки в неправильном планировании дня (это можно и нужно делать, но не в момент проявления сценария).
      • Отказаться от обсуждения темы как таковой со ссылкой на собственную занятость.
      • Использовать элемент «соревнования» («Да что там у тебя, вот я…»).
Сценарий: Все пропало / Никто меня не понимает

Так говорит человек с повышенной потребностью в сочувствии, эмпатии, сопереживании.

Правильная реакция:

      • Подтвердите, что вы разделяете его эмоции и согласны, что в жизни мы очень часто сталкиваемся с непониманием. Подтвердите это примерами из собственной жизни, избегая элемента соревнования.
      • Выясните, это временное или постоянное явление. Если временное – увеличьте «дозу» эмпатии, сопереживания. Если постоянное — это говорит о наличии существенных комплексов и жизненных проблем. Определите, как они сказываются на работе и готовы ли вы постоянно оказывать поддержку.

Неправильная реакция:

      • Утверждать, что все проблемы собеседника – ерунда, не стоят внимания или очень легко разрешимы.
      • Обвинять собеседника.
      • Использовать элемент соревнования.
Сценарий: Все они (мужчины, начальники, обеспеченные люди, женщины и т.д.) – ругательное слово (проходимцы, идиоты, дуры и т.д.) / Не хочу никакого дела иметь с …

В этом сценарии человек демонстрирует защитную реакцию, чувствуя себя не очень уверенно, некомпетентно в определенной сфере, старается нанести опережающий удар. Например, неуверенная в себе женщина часто затрагивает тему «Все мужики – сволочи». Она сама нанесла опережающий удар, и теперь ей есть чем объяснить отсутствие отношений или неудачные отношения с мужчинами – она ведь их отвергает.

Человек с комплексами по поводу своего статуса или дохода, начинает часто обращаться к идее «Начальник – дурак», «Обеспеченные люди – ворье», «Все клиенты – идиоты», «С поставщиками нельзя договориться, — они сами не знают, чего хотят». При этом он как бы заранее оправдывает свою социальную неуспешность тем, что он-то хороший, не такой, как остальные.

Правильная реакция:

      • Помните, что мы говорим о мотивации, а не коррекции поведения. Дайте частичное согласие («Да, действительно, иногда так случается) и сопереживайте человеку, столкнувшемуся с неприятной для себя ситуацией. Поймите, что он ЗАЩИЩАЕТСЯ, поэтому его эпатаж или агрессию не нужно принимать всерьез.
      • Проверьте профессионализм и поведение сотрудника, подумайте о мерах по коррекции моделей его поведения или обучению.

Неправильная реакция:

      • Говорить «Да ты сам / сама».
      • Вступать в дискуссию на рациональном уровне (у человека в данный момент не тот настрой).
      • Слишком активно поощрять данные высказывания и длительно «зависать» на возникшей теме.
Сценарий: У меня все равно не получится / Заранее извините…

Человек с явно заниженной самооценкой, лишенный агрессии. В этом сценарии он заранее выставляет защиту — чтобы обезопасить себя на тот случай, если действительно не справится.

Правильная реакция:

      • Дайте ему понять, что он действительно умеет прогнозировать ситуацию. Вы приняли его предупреждение, но предлагаете ему попробовать, заверив, что ничего страшного не произойдет и в том случае, если у него ничего не получится. Позднее выясните, что именно смущало человека, и постарайтесь постепенно внушить ему позитивный настрой.
      • Повышайте квалификацию сотрудника в этой сфере, а также уровень его самооценки и уверенности в себе.

Неправильная реакция:

      • Отмахнуться от предупреждения, голословно заявив, что все получиться.
      • Обвинить человека в неспособности хоть что-нибудь сделать.
      • Предложить отказаться от попытки что-либо предпринять.
Сценарий: Да разве могут (умеют)…

Сотрудник, хорошо владеющий определенными навыками, которыми он особенно гордится, может не очень уверенно себя чувствовать в других сферах. Формируется комплекс: принижая других, человек как бы возвышает себя.

Правильная реакция:

      • Поддержите с энтузиазмом тему, и подтвердить достоинства сотрудника. В будущем скорректируйте поведение такого человека, т.к. оно может перерасти в агрессию и привести к необъективности его самооценки.
      • Учтите, что взаимодействие с людьми, у которых такое поведение проявляется часто, может быть очень непростым и низкопродуктивным.

Неправильная реакция:

      • Говорить «На себя посмотри».
      • Пытаться убедить в наличии у «них» каких-то из упомянутых навыков или возможностей. 
Сценарий: То ли дело мы тогда / В наши годы

Человек демонстрирует определенную защитную реакцию, скрывая неуверенность в себе, недостаток признания в настоящий момент. При этом во главу угла ставится не конкретный навык, а «стаж». Это может привести к классической «дедовщине», где уже присутствуют элементы некоторой мстительности и морального садизма, однако его основной идеей.

Правильная реакция:

      • Подтвердите значимость человека, его прошлых и нынешних заслуг. В дальнейшем учитывайте, что этот сотрудник в некотором роде стагнирует и живет прошлым.
      • Побудите его к развитию в настоящем и будущем, показав, как много он еще не знает, но может узнать и каких результатов в состоянии достичь в дальнейшем.
      • Если сценарий повторяется часто, будьте готовы к прямой агрессии со стороны такого человека по отношению к новичкам или молодежи.

Неправильная реакция:

      • Реально сравнивать на логическом уровне «стариков» и «молодых».
      • Снижать значимость заслуг собеседника в прошлом или настоящем.
      • Обосновывать различия на логическом уровне.
Сценарий: Я и так все знаю (зачем мне еще чему-то учиться, да и кто меня может чему-то научить) / Ну что тут может быть нового

Человек демонстрирует защитную реакцию, направленную на подтверждение собственной значимости, компетентности, профессионализма. Характерно для людей, не вполне уверенных в себе (уверенный в своих способностях и адекватный человек помнит о том, что получение дополнительных знаний всегда полезно).

Если такое поведение становится доминантным, то почти всегда можно говорить об отсутствии перспектив дальнейшего развития такого работника.

Правильная реакция:

      • Подтвердите компетентность и прошлые заслуги сотрудника, и сведите вопрос обучения, повышения квалификации, по сути дела, к обмену опытом, оценке навыков других людей или каких-либо теорий. Впоследствии удивите, поразите чем-то такого человека.
      • Культивируйте среди своих сотрудников идею о том, что перспективность человека и его карьерный рост определяются стремлением развиваться и обучаться.

Неправильная реакция:

      • Пытаться доказать некомпетентность напрямую (можно удивить или продемонстрировать что-то, чего человек не знает, не делая акцента на его незнании).
      • Убеждать в том, что обучение полезно.
Сценарий: «Быстрее, быстрее …»

Проявляется не только в процессе коммуникации, но и в действиях человека, который стремится все больше и больше ускорить темп жизни. Часто такое поведение сочетается с некоторой расторможенностью и некоторой суетливостью.

Правильная реакция:

      • Поддержите общение со свойственной человеку интенсивностью. Задумайтесь, от каких проблем он хочет устраниться и что произойдет при снижении темпа. Обычно такой тип поведения является маскировкой каких-либо комплексов, страхов, неуверенности в завтрашнем дне.
Сценарий: «Только о деле …»

В сценарии человек всячески избегает обсуждения тем, хотя бы в некоторой степени носящих личный характер. Часто это проявляется в том, что он не только сам уклоняется от подобных разговоров, но и старается пресечь разговоры других. Крайний вариант: высокая степень неуверенности в себе, проявляющаяся в личной сфере, и свидетельствующая о том, что такой человек, скорее, – интроверт.

Правильная реакция:

      • Не касайтесь личных тем и сведите общение с таким сотрудником сугубо к деловым вопросам. Подобный сценарий не несет в себе особых угроз для бизнеса и деловых отношений.

Важно оценить фактор повторяемости, навязчивости сценария. Чем он типичнее и чаще проявляется, тем более значим данный фактор для человека.

Главная идея: при любом сценарии человек на подсознательном уровне просит вас о какой-то реакции, о необходимом ему позитивном моральном стимуле. Такой стимул обязательно нужно дать. Это поможет более успешно влиять на сотрудника и мотивировать его.

Читайте также:
Вверх